background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

29 марта 2017 г. | 02:03

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Травмцентры становятся ближе

Целевая программа, направленная на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на трассе М-7, а затем и на трассе М-5 «Урал», в Татарстане стартовала в 2009 году. За минувшее время в республике была развернута сеть травмоцентров, модернизирован парк санитарных машин, внедрена система диспетчеризации с использованием системы ГЛОНАСС и единого номера экстренной помощи «112». Задача сегодняшнего дня - тиражировать этот положительный опыт, обеспечить оперативность оказания высокотехнологичной медицинской помощи пострадавшим при ДТП и на других трассах.

За три месяца 2011 года на территории Татарстана было зарегистрировано 869 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 89 человек погибли и 1152 получили ранения. Тяжесть последствий ДТП составила 7,2 погибшего на 100 пострадавших (эта цифра за такой же промежуток времени в 2010 года была равна 8,2). При этом на дорогах федерального значения количество происшествий растет, и здесь этот показатель самый высокий - 13,8.
По мнению заместителя главврача РКБ МЗ РТ, руководителя научно-практического Центра травмы Рес-публиканского центра медицины катастроф, главного внештатного специалиста Минздрава РТ по скорой медицинской помощи Глеба Алексеева, количество автотранспорта на дорогах Татарстана с каждым годом увеличивается, качество федеральных трасс улучшается, а значит, появляется больше соблазна для любителей быстрой езды. Возможно, это в какой-то мере и объясняет высокую смертность.
Выходом из этой ситуации должен стать более жесткий контроль скоростного режима на федеральных трассах. Судя по опыту столицы Татарстана, установка камер видеофиксации ведет к достоверному снижению количества ДТП. Но одними камерами с проблемой смертности на дорогах не справиться, поэтому для решения этой непрос-той задачи были объединены усилия ГИБДД, службы скорой медицинской помощи, Центра медицины катастроф и санитарной авиации. Организационно увязать работу всех этих служб помогли новый подход к диспетчеризации и оптимизация транспортировки пострадавших.
Структура смертности при ДТП легла в основу разработки концепции совершенствования медицинской помощи пострадавшим на дорогах. Так, согласно статистике, 74% летальных исходов приходится на догоспитальный этап, а 65% пострадавших просто не доживают до приезда бригады скорой медицинской помощи. Соответственно, на первый план выходит задача по обеспечению максимально быстрого прибытия на место ДТП машин скорой медицинской помощи. Ее решают, обеспечивая оптимальную маршрутизацию спецтранспорта в республике, система ГЛОНАСС и единая дежурно-диспетчерская служба «112». На сегодняшний день трекерами этой системы оснащена каждая третья санитарная машина, в 2011 году будет оборудовано еще 80.
Кроме того, существенно расширен и автопарк - в рамках федеральной программы было приобретено 28 реанимобилей класса С, которые позволяют начать активную терапию уже «на коле­сах». Если к месту происшест­вия ближе находится санитарное авто меньшего класса, главная задача которого, по сути, - перевозка больного, реанимобиль выезжает ему на перехват. Следующий вопрос - куда везти? Ответ очевиден - в медицинский центр, где ему будет оказан полный объем необходимой медицинской помощи. Причем, важно оперативно привезти пострадавшего не столько в ближайшее медучреждение, как это делалось раньше, сколько туда, где есть оборудование и квалифицированные специалисты для проведения полноценной диагностики и лечения.
За два года в Татарстане была создана сеть травмоцентров первого, второго и третьего уровней. В зависимости от места ДТП, тяжести состояния пострадавшего его направляют в тот или иной травмоцентр. Если речь идет о шоковом больном, который может просто не выдержать транспортировки в более отдаленный высокотехнологичный медицинский центр, либо о человеке с легкой травмой, которого можно лечить амбулаторно, его направляют в травмоцентры треть­его уровня - в ЦРБ Верхнего Услона, Пестрецов, Мамадыша, Мензелинска, Актаныша. Относительно недавно открылся травмоцентр и в Бавлах.
В травмоцентрах третьего уровня практически нет своих травматологов, там работают преимущественно хирурги. «Это вполне оправданно, - говорит Глеб Алексеев, - задача травмоцентра третьего уровня - поддержать витальные функции больного и стабилизировать его состояние для последующей транспортировки в медучреждение более высокого уровня». Хотя, по признанию руководителя Центра травмы, проблема с кадрами в районах, все-таки, есть. Многим молодым специалист­ам куда интереснее работать в более престижных клиниках с современным оборудованием, внедряя передовые методики. Выходом из ситуации может стать освоение врачами смежных специальностей.
Справедливости ради следует отметить, что в целом нагрузка на работников службы скорой медицинской помощи высока везде, сменяемость поколений - вопрос актуальный для всех медучреждений, в том числе и для Центра травмы РКБ МЗ РТ. Решение этой проблемы лежит в нескольких плоскостях. Во-первых, это программы обучения, в том числе в Петербургском институте скорой медицинской помощи им. И.И. Джанелизе и за рубежом, сотрудничество с медвузами. Во-вторых, это дальнейшее совершенствование диспетчеризации, которая позволит распределять вызовы по срочности. Наконец, сейчас прорабатывается воп-рос о расширении функций фельдшеров и водителей санитарных машин. Они должны уметь и иметь возможность проводить дефибрилляцию, интубирование и т.д. В конечном счете это позволит максимально приблизить медицинскую помощь к больному.
Что касается травмоцентров второго уровня, то они сегодня созданы на базе БСМП Казани и Елабуги, а недавно - в Бугульминской ЦРБ. Здесь работают более совершенные диагностические службы, профильные специалисты - травматологи, нейрохирурги. Кстати, та же казанская БСМП по факту практически выполняет функции травмоцентра первого уровня, хотя формально относится ко второму уровню, поскольку имеет в своем арсенале компьютерный томограф меньшего экспертного класса. По мнению Глеба Викторовича, именно на травмоцентры второго уровня будет сделана ставка в ближайшем будущем. И площадкой для их организации могут стать межмуниципальные сосудистые центры с высокяотехнологичным медицинским оборудованием, современными компьютерными томографами, квалифицированными кадрами. Таким образом, открытие на их базе травмоцентров станет вопросом организа­ционным.
Травмоцентры первого уровня располагаются в РКБ Казани и БСМП Набережных Челнов. Здесь проводится лечение наиболее сложных травм, нейрохирургических заболеваний и т.п. Сегодня эти центры являются ключевыми звеньями сети травмоцентров на западе и северо-востоке республики. Но, помимо федеральных трасс международного значения М-7 и М-5, которые проходят по этим районам, в Татарстане есть федеральные дороги российского значения, где ДТП также нередки. В частности, на юго-востоке республики сегодня работают травмоцентры второго и третьего уровней, при этом травмоцентра первого уровня формально нет. Вместе с тем, уже сегодня реальная высокотехнологичная медицинская помощь, в том числе нейрохирургического и травматологического профиля, с применением современного диагностического оборудования, здесь оказывается. Речь идет об Альметьевской медсанчасти ОАО «Татнефть». Это медицинское учреждение уже сегодня можно и необходимо рассматривать как травмоцентр первого уровня.
В конечном счете вся республика будет разделена на три зоны, в каждой из которых будут функционировать травмоцентры первого уровня, а сеть травмоцентров второго уровня - существенно расширена за счет существующих межмуниципальных центров медицинской помощи. «Приблизить» травмоцентры - эта задача сегодня вполне решаема, в том числе и организационно.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.