background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

16 ноября 2018 г. | 03:11

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Единое информационное поле для здравоохранения

Интервью заместителя премьер-министра РТ - министра информатизации и связи РТ Романа Шайхутдинова.

Роман ШАЙХУТДИНОВ,
заместитель премьер-министра РТ - министр информатизации и связи РТ

- Одним из знаковых событий 2013 года стал запуск единой государственной информационной системы «Электронное здравоохранение Республики Татарстан» (ЕГИС ЭЗ РТ). Роман Александрович, обозначьте, пожалуйста, основные задачи, которые она призвана решать.

- Развитие ЕГИС ЭЗ РТ регулируется республиканской государственной программой «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014–2020 годы».

В реализации программы модернизации здравоохранения приняли участие 148 медицинских организаций - это все центральные районные больницы, а также поликлиники и стационары городов Казань и Набережные Челны. Внедрение системы позволяет централизованно хранить и передавать информацию между учреждениями здравоохранения, вести медицинские записи в электронном виде, оперативно обмениваться электронными медицинскими изображениями в масштабах республики, вести учет плановой госпитализации, формировать маршруты пациентов при оказании медицинских услуг и др.

Информационная система «Центральный архив медицинских изображений», интегрированная с ЕГИС ЭЗ РТ, предназначена для долговременного хранения, передачи и дальнейшего использования в масштабах республики электронных изображений медицинских исследований: снимков и видеозаписей УЗИ, рентгена, магнитно-резонансной, компьютерной томографии и т. д. Благодаря ей у медиков появился удаленный доступ к истории болезни в электронном виде, возможность оперативно обмениваться необходимыми диагностическими данными, комментировать состояние больного и принимать быстрые и эффективные решения, независимо от его местонахождения, а также оказывать оперативные консультации по диагностически сложным случаям с использованием технологий телемедицины. При этом хранение и использование изображений осуществляется исключительно с согласия пациента, а сама система полностью соответствует законодательным нормам в области безопасности информации.

 

 

Внедрено единое информационное поле для работы медицинского персонала с одинаковыми ИКТ-условиями (информационно-коммуникационные технологии), вне зависимости от месторасположения как в Казани, так и в отдаленных районах республики. Это единые реестр прикрепленного населения, медицинского персонала, интегрированная в федеральную систему база электронных медицинских карт, учет расписания врачей.

Для граждан стала доступна услуга по просмотру актуального расписания врачей (с учетом изменений в графиках, в связи с очередным отпуском, выходными днями, больничными и т. д.) с последующим бронированием времени приема к специалисту.

- Каких показателей удалось добиться на сегодняшний день?

- Компьютерами оснащены порядка 13 тысяч автоматизированных рабочих мест врачей, установлены более 6 тысяч принтеров, проведена большая работа по развитию инфраструктуры сети передачи данных – дополнительно смонтировано около 8 тысяч портов локально-вычислительной сети. Силами Диспетчерского центра Министерства здравоохранения Республики Татарстан обучены 12 000 специалистов врачебного и сестринского персонала.

В каждой поликлинике республики установлен терминал электронной очереди, здесь можно записаться на прием к врачу, также как и через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан www.uslugi.tatarstan.ru, инфоматы «Электронный Татарстан» и мобильное приложение.

Информационная система «Центральный архив медицинских изображений» функционирует с 2008 года, в настоящее время количество снимков здесь превышает 60 млн (на сегодня в ЕГИС ЭЗ РТ заведено 578 621 исследований), что позволяет обеспечить равный доступ к квалифицированной медицинской консультации жителям и столицы, и удаленных районов республики.

Доступность и сохранность сведений о здоровье человека обеспечивает электронная медицинская карта. Лечащий врач получает данные пациента об обследовании и лечении в любом медицинском учреждении республики, а в перспективе — и страны. Количество электронных карт жителей Татарстана выросло с 400 тысяч до 3,6 млн штук (рост на 625%).

Услугой «Запись на прием к врачу» с начала 2014 года воспользовались 257 835 жителей республики: 78 440 — через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, 65 616 — с помощью терминалов электронной очереди, 5 781 — посредством телефонных обращений в контактный центр, 107 998 записей были сделаны лечащим врачом (для повторного визита).

- Татарстан стал одним из регионов, где в пилотном режиме «обкатывались» IT-решения для здравоохранения, в частности, в Нижнекамске. Насколько этот опыт оказался востребованным?

- Да, действительно нижнекамские медучреждения стали «полигоном» для внедрения современных информационных технологий, призванных улучшить качество оказания медицинских услуг. В 2009 году в рамках этого проекта здесь был завершен первый этап модернизации системы здравоохранения: произошло объединение медицинских учреждений общей лечебной сети, в результате чего в городе осталось только две медицинские организации – юридических лица: ГАУЗ «Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница», обслуживающая все взрослое население, и ГАУЗ «Детская городская больница с перинатальным центром», принимающая детей и будущих мам. Сельское здравоохранение представляет ГАУЗ «Камско-Полянская центральная районная больница». Результатом такого объединения стало повышение эффективности управления и использования ресурсов ЛПУ, доступности медицинской помощи.

Еще в 2011 году в Нижнекамском муниципальном районе организовано оказание электронной услуги «Запись на прием к врачу». Тогда в Нижнекамске было установлено 150 информационных табло, 32 терминала, автоматизировано 600 рабочих мест для врачей, обучено более 500 человек, и в итоге запись к врачу возможна по телефону, терминалу или интернету. Нижнекамский опыт оказался удачным, поэтому было решено данный проект с 2013 года распространить по всему Татарстану, но уже с более расширенными возможностями.

- Возникли ли какие-либо сложности в процессе запуска и работы ЕГИС ЭЗ РТ?

- Внедрение любой информационной системы влечет за собой решение как организационных, так и технических проблем. Так, например, изменению подверглись некоторые привычные персоналу процессы в медицинских организациях. В период внедрения единой системы, естественно, требуется больше усилий со стороны администрации, перемен в управленческих решениях, так как сама система менеджмента становится более прозрачной, позволяющей проводить мониторинг процессов в реальном режиме.

Если говорить об инфраструктурных и технических проблемах, мы столкнулись с тем, что во многих медицинских организациях использовалась ADSL-технология подключения к сети интернет, которая не позволяет обеспечивать комфортную одновременную работу 50 и более пользователей системы. Для устранения этой проблемы руководством республики принято решение об организации подключения 228 зданий ЛПУ по высокоскоростным волоконно-оптическим линиям связи.

Также вопросом, с которым мы столкнулись в текущем году, является отсутствие финансирования на востребованный отраслью здравоохранения модуль «Лабораторная информационная система».

- Каким образом обеспечивалось и обеспечивается эффективное взаимодействие между Минсвязи и Минздравом РТ и других ведомств, задействованных в создании ЕГИС ЭЗ РТ?

- Тесное взаимодействие между Министерством информатизации и связи РТ и Министерства здравоохранения РТ осуществляется в рамках рабочей группы по реализации проекта по внедрению современных информационных систем и технологий в отрасли здравоохранения РТ, утвержденной распоряжением Кабинета Министров РТ от 26.10.2011 № 1966-р, а также в рамках рабочей группы по вопросам поэтапного перехода на безбумажные технологии ведения медицинской документации и безбумажного межведомственного взаимодействия, утвержденной распоряжением Кабинета Министров РТ от 26.10.2013 № 2107-р.

Наглядным примером может служить детская поликлиника «Азино» в составе ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница Минздрава Республики Татарстан», функционирующая с 30 августа 2013 года и являющаяся «пилотной» площадкой среди учреждений здравоохранения Республики Татарстан по внедрению проекта «Безбумажная больница» в ЕГИС ЭЗ РТ. В настоящее время осуществляется переход учреждений здравоохранения на работу в системе электронного документооборота, что позволит увеличить время непосредственного контакта врача с пациентом и обеспечить оперативный обмен медицинской информацией.

На базе ГАУ «Диспетчерский центр Минздрава Республики Татарстан» создан Центр компетенций, который ведет непрерывное обучение медицинского персонала и аттестацию качества навыков работе в системе, в зависимости от функциональных задач работников (ведение истории болезни пациентов, расписания врачей, регистратура, администрирование и др.).

В 2014 году начата работа по обмену информацией о стационарном лечении с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС РТ) посредством ежедневных выгрузок информации из ЕГИС ЭЗ РТ. Они будут производиться одним учреждением и передаваться в ТФОМС РТ по защищенным каналам связи. Также будет реализован онлайн-сервис взаимодействия с ТФОМС РТ для предоставления сведений застрахованным лицам согласно приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20.12.2013 «Об утверждении порядка информационного взаимодействия (госпитализация)».

Уже в конце второго квартала 2014 года информационное взаимодействие будет производиться посредством веб-сервисов ЕГИС ЭЗ РТ по запросу от ТФОМС РТ, что обеспечит полное исключение человеческого фактора при формировании выгрузки.

- Что еще предстоит сделать в этом году и в более отдаленной перспективе для развития электронного здравоохранения?

- В 2014 году в ЕГИС ЭЗ РТ будут реализованы дополнительные модули «Вакцинопрофилактика» и «Диспансеризация». Продолжит свое развитие «Безбумажная больница» – переход на безбумажные технологии ведения медицинской документации и безбумажного межведомственного взаимодействия. Также в этом году планируется подключение ЕГИС ЭЗ РТ к Системе межведомственного электронного взаимодействия, интеграция с информационными системами других ведомств, обеспечение взаимодействия информационных систем выдачи и обслуживания льготных рецептов и рецептов на контролируемые лекарственные средства, подключение 228 зданий медицинских организаций к Государственной интегрированной системе телекоммуникаций по волоконно-оптической линии связи.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.