background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

24 января 2022 г. | 17:01

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Организационная система сестринского дела нуждается в трансформации

В рамках программы модернизации здравоохранения Татарстана на 2011 - 2012 годы были определены основные задачи по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, внедрению современных информационных систем и стандартов медицинской помощи. В решении каждой из них большая роль отводится медицинским работникам среднего звена.

К сожалению, приходится признать, что они сегодня не готовы обеспечить сестринский уход на основе современных требований к оказанию лечебно-диагностической помощи населению.

Если проанализировать этапы развития сестринского дела на протяжении нескольких десятилетий, то четко прослеживается недостаточное формирование научно обоснованных подходов к сестринскому уходу, экономически эффективных и безопасных технологий сестринской деятельности, что впоследствии привело к снижению престижа профессии, невысокому профессиональному уровню медсестер, отсутствию у них мотивации к качественному труду.
Переход на современную систему организации медсестринской помощи нужно начинать с административно-управленческих решений. На примере опыта работы медсестринской службы одной из ведущих клиник Республики Татарстан - ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр» - рассмотрим организационные решения, которые сегодня имеют результат:

1. Организационная структура
В органограмме сестринской службы обращает на себя внимание, прежде всего, четкое закрепление должностей за предметом деятельности согласно функциональным обязанностям. Все смежные структуры выведены из службы главной медсестры и закреплены за соответствующими отделами. Например, младший медицинский персонал вошел в состав службы клининга и отдан в подчинение зам. гендиректора по АХЧ, что позволило службам медсестринского и младшего медицинского персонала совершенствовать свою профессиональную деятельность.
В клинических отделениях нет разделения медсестер на процедурных, перевязочных и палатных. За медицинской сестрой закрепляется пациент, и план его дня составляется с учетом режима всего центра, лечебно-охранительного режима, графика исследований диагностических отделений, логистики врачебных назначений. Такая форма работы обеспечивает пациенту индивидуальный подход, психологический комфорт и ограничение доступа к конфиденциальной информации.
Сегодня мы предъявляем требования к медсестринской услуге не только с точки зрения профессионального ее исполнения, но и удовлетворенности пациента пребыванием в центре. У него не должно быть ощущения человека на «конвейере».
Выведены главные специалисты по сестринскому уходу для формирования единой концепции на всех этапах пребывания пациента: клиническое отделение (дооперационный период) - реанимация - клиническое отделение (послеоперационный период) с учетом нозологии заболевания (нейрохирургия, кардиохирургия).


2. Режим работы
Чтобы увеличить зарплату медсестры, мы разрешаем ей работать по 16, 24, а в некоторых случаях и по 32 часа без перерыва на отдых, но при такой загрузке трудно говорить о качестве медицинской помощи. График работы медицинских сестер МКДЦ изменен на 3-сменный режим, который предусматривает работу без отдыха не более 12 часов в смену.
У такого режима работы оказалось немало преимуществ. Например, на три часа дополнительно увеличилось время оказания сестринского ухода, т.к. койко-день укорачивается, а интенсивность оказания услуг остается прежней, сокращается влияние человеческого фактора при оказании сестринских услуг, а также обеспечивается и контролируется сохранение здоровья сотрудников.
3. План рабочей смены
Для каждой должности, участвующей в оказании медсестринской помощи (медсестры клинических, диагностических отделений, сестра-хозяйка, санитарка-буфетчица, санитар-транспортер), составлен план рабочего дня, в котором прописаны не только медицинские обязанности, но и время приема пищи, что обеспечивает не только бесперебойную работу самого отделения, но и тесное взаимодействие со смежными отделениями. Четкая организация плановой работы позволила высвободить дополнительное время для ухода за пациентами.

4. Изменение нагрузки
медсестры
За счет перераспределения обязаннос-тей по должностям, изменения графика и формирования плановой работы были изысканы штатные единицы для уменьшения нагрузки медсестры в клинических отделениях. На одну медсестру кардиохирургического профиля приходится 7 - 8 пациентов, на одну медсестру кардиологического профиля - 10 пациентов.

5. Документация
Разработана и внедрена документация, которая помогает делать выводы из наблюдений за пациентом в динамике и соответствия сводных параметрических данных медикаментозному лечению; детализировать наблюдение за пациентом в течение суток; вести расширенный мониторинг пациента, обеспечивающий предупреждение осложнений.

6. Информационные технологии
Важная роль для более быстрого и качественного взаимодействия служб отводится информационным технологиям. Внедрение электронной информационной системы, которая связывает все структурные подразделения (медицинские и немедицинские), повышает качество самой информации. Преимущество такой системы в том, что информация не исчезает при ее использовании, не передается полностью при обмене, является неделимой, имеет возможность пополняться. Это еще больше организует работу и умножает знания персонала.
На сегодня компьютеризированы все рабочие места не только врачей, но и медсестер, сестер-хозяек - это не прихоть, а необходимое условие для работы.

7. Экспертиза качества
сестринской деятельности
Организована работа по экспертизе оказания медсестринского ухода, что позволяет своевременно выявлять недочеты в работе медицинской сестры, а также принимать управленческие решения и меры по юридической защите.

8. Профессиональное образование
В МКДЦ проводятся различные учебные семинары, мастер-классы с приглашением российских и зарубежных коллег для обмена опытом, целевые учебные циклы по сестринскому уходу с выдачей сертификата. Все это дает возможность формировать более углубленный профессиональный уход.
Cегодня много дискутируют по поводу необходимости высшего образования для медицинских сестер, и небезосновательно. Высокие медицинские технологии, используемые в современном лечебном процессе, требуют от медсестер соответствующего уровня знаний, компетенции при оказании медсестринской помощи. Мнение о том, что медсестра с высшим образованием нужна только для руководящих должностей, мне кажется не совсем верным. Востребованность медсестер с высшим образованием прослеживается на всех этапах лечебного процесса.
И нельзя ограничивать деятельность сестринского ухода только средним специальным образованием. Это не способствует профессиональному и карьерному росту медсестер, развитию и совершенствованию сестринского ухода на научно обоснованных технологиях, не мотивирует, особенно молодых, к овладению профессией медсестры. А результат такого подхода мы уже ощущаем -
дефицит кадров по сестринскому делу и уход из этой профессии людей в возрасте от 30 лет.
Обобщая представленные админис-тративно-управленческие решения по организации работы медсестринской службы, можно сделать такие выводы:
• Медсестринская деятельность направлена на приближение услуги к пациенту, чтобы он не думал, куда ему идти и как бы не пропустить ту или иную манипуляцию. Пациент должен быть уверен, что все назначения будут выполнены своевременно. Это увеличивает доверие к профессионализму медицинской сестры, формирует доброжелательное отношение к лечебному процессу. Информация о пациенте концентрируется в одних руках, происходит бесперебойное и плановое обеспечение лечебного процесса, что и создает общую благоприятную атмосферу.
• Обеспечивается максимальная безопасность больничной среды для пациента.
• Формируются активная позиция и творческий подход руководящего состава медсестринских служб (старших медсестер).
• Полное взаимопонимание с врачебным персоналом, взаимовыручка в сложных ситуациях, умение проводить анализ и выделять приоритетные цели вызывают у медицинских сестер желание быть лучшими в своей профессии.

Чтобы сестринская служба могла предоставлять услуги на качественно новом уровне, была ориентирована на выздоровление пациента, решение его проблем, проблем семьи и общества в целом, которые возникают в результате перемен в состоянии здоровья больного, необходима трансформация организационной системы сестринского дела, где основными моментами будут:

I. Административно-управленческие действия:
• Выделить службу медсестры из служб хозяйственной части.
• Обеспечить уход за пациентом лишь дипломированными, сертифицированными специалистами.
• Закрепить за пациентом медицинскую сестру для выполнения врачебных назначений в полном объеме (без разделения на палатную, перевязочную или процедурную).

II. Режим работы:
• Изменить график работы медсестры.

III. Интенсивность труда:
• Привести соотношение врач - медсестра в соответствии с нагрузкой:
- реанимационные отделения - 1:4 (на 1 врача 6 пациентов);
- хирургические отделения - 1:3 (на 1 врача 20 пациентов);
- терапевтические отделения - 1:2 (на 1 врача 20 пациентов).

IV. Профессиональный рост:
• Создание института главных специалистов по сестринскому уходу.
• Развитие многоуровневой подготовки сестринских кадров:
- базовый уровень - в колледжах;
- повышенный уровень - в колледжах;
- высшее сестринское образование - в вузах;
- послевузовское образование - интернатура, ординатура и аспирантура.
• Определение законотворческих (юридических) пределов профессиональной деятельности медсестры, в том числе создание профессиональных стандартов.

Аида САФИНА,
председатель Ассоциации медицинских сестер Республики Татарстан,
главная медицинская сестра ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр»

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.