Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины |
Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины |
HEALTHY NATION - специализированное издание для врачей
РУБРИКИ
|
Александр Самойлов сделал Казань Меккой электрокардиографииВ 2017 году исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося физиолога Александра Филипповича Самойлова, заведующего кафедрой физиологии человека и животных (1903–1930) и кафедрой нормальной физиологии медицинского факультета (1929–1930) Казанского университета.
На стыке науки и практики Кропотливый труд, вдохновение, страсть к познанию сделали Александра Самойлова одним из пионеров отечественной физиологии, открывшим новые горизонты для медицинской науки и практики. Им были проведены фундаментальные исследования, положившие начало современной теоретической и клинической электрокардиографии, заложены основы клинической физиологии. Казанская физиологическая лаборатория Самойлова имела славу первоклассного электрофизиологического центра. А.Ф. Самойлов первым внедрил в клинику лабораторный метод регистрации электрокардиограммы с помощью струнного гальванометра Виллема Эйнтховена. Кроме того, он впервые в мировой науке экспериментально доказал взаимодействие нервных клеток между собой с помощью химических посредников. Это открытие имело фундаментальное значение для развития представлений о процессах возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Можно выделить две составляющие научного успеха выдающегося учёного – углублённое изучение физики, химии и блестящую математическую одарённость, которые стали фундаментом его экспериментов. Не менее важным этапом его становления стало многолетнее сотрудничество со светилами российской науки И.П. Павловым и И.М. Сеченовым, давшее бесценный практический опыт. Благодаря этому Александр Самойлов привнёс в медицину не только теоретические открытия: в своих лекциях он говорил о появлении нового типа врача с его обширными знаниями физики и физиологии, о новых формах врачебного мышления, связанного с внедрением в клинику электрокардиографического метода.
«Навеки побеждён электрофизиологией» Своеобразие пути, проложенного в науке А.Ф. Самойловым, определяется, прежде всего, его разносторонностью. Он был математически и творчески одарён, отличался обдуманностью и точностью в работе, строгостью и требовательностью, и вместе с тем был страстно увлечён музыкой, прекрасно играл на рояле, а его научные эксперименты коллеги называли «изящными». Впечатлительность и страстность рано определили область его научного интереса. В августе 1883 года 16-летний юноша услышал доклад Н. Е. Введенского, ученика Сеченова, на VII Съезде естествоиспытателей и врачей в Одессе, где тот сообщал о своих исследованиях электрических процессов в нервах и мышцах животных с помощью телефона. Его выступление настолько поразило молодого Самойлова, что он решил посвятить себя изучению животного электричества. Сорок лет спустя в Бостоне, выступая перед американскими врачами, он вспоминал: «В юности я заинтересовался электрофизиологией, и когда впервые увидел в микроскопе движение мениска ртути, вызванное сердцем, могу сказать, что я был навеки побеждён электрофизиологией».
Стать человеком В биографии выдающегося учёного обращает на себя внимание одна значимая деталь – ясное ощущение своего предназначения. Увлечённость естественными науками – с гимназии, потом обучение в двух университетах, на естественно-историческом отделении физико-математического факультета Новороссийского университета, второй курс которого он покинул, чтобы заниматься излюбленным предметом – физиологией – уже в Дерптском университете на медицинском факультете. После окончания учёбы и защиты диссертации его командируют лечащим врачом в Тобольск, где он окончательно понимает, что эта деятельность не соответствует его характеру и склонностям. Переехав в Санкт-Петербург, молодой учёный получает возможность заниматься в лаборатории И.П. Павлова в Институте экспериментальной медицины. Здесь он получил основательную подготовку в области хирургической физиологии и физиологии пищеварения. В течение двух с половиной лет, проведённых в непосредственном общении с профессором Павловым, произошёл ещё один важный процесс, который Александр Самойлов определил для себя следующим образом: «…хорошо отдаю себе отчёт, что именно у Вас в лаборатории я тогда стал человеком. Всё остальное уже шло само собою. Только благодаря Вашей помощи и влиянию я мог сделаться Вашим товарищем по благороднейшему оружию».
Музыка физиологии Но вот предоставляется возможность стать лаборантом у Ивана Сеченова, и Александр Самойлов в 1894 году едет в Москву. Учитель и ученик оказались близки друг другу. Самойлов, как и Сеченов, имел основательную подготовку по физике, химии и математике. Десять лет сотрудничества (последние восемь из них А.Ф. Самойлов состоял приват-доцентом и читал лекционные курсы) были очень плодотворными. В прекрасно оснащённой физиологической лаборатории И.М. Сеченова Самойлов осваивал физические приборы и прежде всего капиллярный электрометр Липпмана, изучая с его помощью электрические процессы в мышцах и нервах; проводил научные исследования по физиологии зрения и слуха, по физиологической акустике – анализу гласных звуков. Параллельно с научной звучит в жизни учёного музыкальная тема. В 1900 году он возглавил музыкальный кружок, где читал лекции. Его слушателями были известные музыканты и композиторы: Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Александр Гречанинов и многие другие. По окончании курса они вручили А.Ф. Самойлову благодарственную грамоту, которую Самойлов воспринял как высокую награду.
Ритм сердца В октябре 1903 года А.Ф. Самойлов избран ординарным профессором кафедры зоологии, сравнительной анатомии и физиологии Императорского Казанского университета. Первые годы работы в университете стали организационными: необходимо было создать физиологическую лабораторию, ориентируясь на лучшие отечественные и европейские образцы. Основным научным направлением её деятельности стали электрофизиологические исследования токов действия мышц. В 1904 году Александр Самойлов принял участие в работе VI Международного конгресса физиологов в Брюсселе (Бельгия), где впервые познакомился с выдающимся голландским физиологом и физиком Виллемом Эйнтховеном и его новым инструментом – струнным гальванометром. Эта встреча положила начало дружеским отношениям двух учёных и определила дальнейшее направление научных исследований. В 1906 году А.Ф. Самойлов приобрёл струнный гальванометр и впервые в России зарегистрировал электрокардиограмму сердца человека и даже лягушки, а первая в России запись ЭКГ больной была сделана им в 1908-м. Уже в 1908–1910 годах он опубликовал работы, заложившие основы клинической электрокардиографии.
Между Москвой и Казанью В 1924 году А.Ф. Самойлова приглашают заведовать кафедрой физиологии животных физико-математического факультета Московского университета. Казанский университет старается удержать известного профессора в своих стенах. Единственной надеждой на продолжение его работы в Казани становится расширение помещения его лаборатории и обновление её оборудования, что и было осуществлено. Александр Филиппович остался и заведовал физиологической лабораторией в Казани и кафедрой физиологии в Москве. Он дважды в год ездил в столицу читать лекции по электрофизиологии и делать доклады в Биофизическом институте им. Обуха и в больнице им. Боткина. А.Ф. Самойлов был убеждён в необходимости внедрения электрокардиографического метода исследования в клинику. В 1920 году физиологическая лаборатория Александра Самойлова начала работать в тесном контакте с только что организованным Казанским клиническим институтом (позднее Казанский ГИДУВ), где им был введён курс «Физиология и электрокардиография». Длительное время казанская лаборатория оставалась единственным в России центром обучения электрокардиографическому методу. «Сюда как паломники в Мекку съезжались со всей России физиологи, чтобы научиться работать с эйнтховенским струнным гальванометром – святая святых лаборатории, – писал академик В.В. Парин. – То был один из первых электрокардиографических аппаратов, казавшийся тогда чудом техники». Параллельно с работой в Казани А.Ф. Самойлов создаёт и руководит электрокардиографическими лабораториями в больнице им. Боткина и Институте профессиональных болезней в Москве.
Удивительно, что при всей напряжённости научного труда Александру Филипповичу удавалось выделить время и силы для того, чтобы реализовать своё увлечение музыкой. В 1917 году он создаёт музыкальный кружок, становится членом Казанского музыкального общества, участвует в разработке проекта музыкального университета, преподаёт в Восточной казанской консерватории. Здесь он читает дисциплину, напрямую связанную с областью его научного поиска, – «Математическая, физическая и физиологическая акустика», а также теорию музыки, ведёт научную работу «Курс по всей всеобщей истории музыки». Он удостаивается звания профессора Восточной казанской консерватории, пишет ряд статей, в том числе статью «Натуральные числа в музыке» по поводу акустических особенностей гармонии А.Н. Скрябина.
Признание В 1923–1930 годах наметился новый этап в научных исследованиях Александра Самойлова, связанный с изучением процессов возбуждения и торможения в нервной системе. На заседании Общества психиатров и невропатологов Казанского университета А.Ф. Самойлов сделал доклад «О переходе возбуждения с нерва на мышцу». В нём он привёл убедительные доказательства того, что в основе передачи импульса лежит химический процесс. Это открытие было сделано им впервые в мире с помощью электрофизиологического анализа.
Александр Филиппович, постоянно находясь в потоке научного поиска, всегда был готов делиться с коллегами своим бесценным опытом. Он принимал активное участие во всех всесоюзных съездах физиологов, кроме того, устанавливал широкие международные связи. Наука в его лице преодолевала разделение и недоверие между людьми, принадлежащими к разным политическим системам и убеждениям. По приглашению П. Уайта А.Ф. Самойлов читал лекции в Кембридже, рокфеллеровском институте, массачусетском госпитале, Лейденском университете. Вот что писал о нём Дж. Фултон, профессор Йельского университета (США): «Имеется много выдающихся личностей среди русских физиологов – Сеченов, Введенский, Бубнов, Павлов и другие, но ни один из них не внушал такой глубокой любви, как Александр Самойлов из Казани. Живой, самобытный человек, Самойлов может служить образцом дружбы между народами, в которую он так твёрдо верил». В 1930 году по постановлению ЦИК и Совнаркома ТАССР за выдающуюся, плодотворную, долголетнюю научную и педагогическую деятельность и в связи с 125-летием Казанского университета профессор А.Ф. Самойлов был удостоен звания заслуженного деятеля науки и стал лауреатом Государственной премии им. В.И. Ленина.
Гармония Но не только учёная степень, государственные награды, уважение коллег венчают трудовой и жизненный путь Александра Самойлова. Жизнь, посвящённая деятельности на благо всего человечества, преобразила его внутренний мир, осветив последние годы благородным чувством гармонии. Подводя итог прожитого, выдающийся учёный писал: «Я чувствую, что становлюсь каким-то другим и как будто лучшим, чем был раньше. Я… многое извиняю, прощаю и лучше понимаю бедное несчастное человечество, мечущееся и не знающее, что правда и что ложь».
При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна. «Донорство - это
|
Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.