background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

07 сентября 2024 г. | 23:09

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Больница с человеческим лицом. 50 лет исполнилось с момента начала работы в Казани Городской клинической больницы № 15

Клиника, которая многим была известна как «Пятнашка», определила собой целую эпоху. Здесь были заложены основы различных направлений науки и практического здравоохранения на республиканском и даже мировом уровне. Через кузницу кадров БСМП-1 прошло множество врачей, работающих и по сей день.

 

Казанский феномен

Когда приходится слышать о мировой значимости сделанного в 15-й горбольнице Казани, это не преувеличение.

Михаил Рокицкий, профессор, д. м. н., возглавлял кафедру детской хирургии КГМИ, базировавшуюся в ГКБ № 15: «На основании результатов лечения нам удалось коллективно написать и издать несколько книг по стафилококковым деструкциям лёгких у детей, причём они вышли впервые в мировой литературе. Авторами у нас всегда были не только кафедральные, но и больничные работники».

Герман Николаев, профессор, д. м. н., возглавлял кафедру травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии КГМИ: «Гагарин первым полетел в космос, а Шульман сделал такое же по значимости открытие – первое эндопротезирование межпозвонкового диска с сохранением движений в сегменте позвоночника».

Есть в истории больницы и другие удивительные факты: из тех врачей, кто работал в отделении хирургии, двое позже стали заведующими горздравотделом Казани (Ю.А. Анисимов и Р.И. Туишев), двое – заместителями министров республики (Ю.А. Анисимов и Р.М. Мухаметдинов), Р.Ш. Хасанов – ныне ректор Казанской медицинской академии, профессорами стали С.В. Доброквашин, В.Ф. Чикаев, А.Ю. Анисимов.

В чём истоки той незабываемой атмосферы, которая раскрывала в людях их лучшие качества и способности? К сожалению, история 15-й горбольницы пока в полной мере не представлена ни в научных исследованиях, ни в публицистике. Healthy Nation попробовал найти ответы на эти вопросы.

Удивительно, но факт: несколько поколений управленцев больницы, работающие на городском и республиканском уровне, ещё многие годы продолжали выходить на ночные дежурства в родную «Пятнашку».

 

 

Ростислав Туишев, хирург, главврач ГКБ № 15 (1981–1987), ныне директор Диспетчерского центра МЗ РТ, председатель Ассоциации медицинских работников: «Я поработал в разных местах, возглавлял здравоохранение Казани, строил МКДЦ, трудился в Минздраве, но самое счастливое время было в этой больнице. Я не могу вспомнить мрачных дней. А помню балкон, на который мы выходили из операционной в четыре утра – город спит, а на Казанке поют соловьи».

Сергей Доброквашин, профессор, д. м. н., заведующий кафедрой общей хирургии КГМУ: «В 15-й больнице я проработал 27 лет. Это были лучшие годы и в профессиональном, и в чисто человеческом отношении».

Нина Кожаринова, анестезиолог, заместитель главврача по лечебной части ГКБ № 15: «Постоянный напряжённый ритм далеко не каждый выдерживал. Такая работа требовала особых черт характера, доброжелательности и терпимости к пациентам и коллегам, что особенно помогало сплотить коллектив».

 

Открытость для сотрудничества

Открытая в 1966 году 15-я городская многопрофильная больница Казани на 550 коек на тот момент стала самой крупной и современной в республике. Здесь собрался потрясающий коллектив крупных, известных в России специалистов, трудами которых в здравоохранении региона появились новые направления специализированной медицинской помощи. В области кардиологии работал С.И. Щербатенко, в хирургии – Г.М. Николаев и Л.М. Нечунаев, в нейрохирургии – Е.М. Шульман, в травматологии – Р.А. Зулкарнеев и Ф.Ш. Бахтиозин. Детская хирургия развивалась стараниями М.Р. Рокицкого, челюстно-лицевая – Е.А. Домрачевой и Л.А. Кольцовой.

Возглавлял больницу уникальный тандем главврача Л.А. Баранчиковой и начмеда Е.П. Данилаевой.

Альберт Суворов, заведующий травматологическим отделением ГКБ № 15: «Это были глубоко порядочные, светлые люди, профессионалы своего дела. Людмила Александровна – высокая, весёлая – могла и крепким словцом приструнить. Елизавета Петровна – её полная противоположность. Пройдя через фронт, где была хирургом военно-полевого госпиталя, она сохранила высочайшую культуру общения с людьми, она обычно всё улаживала».

Юрий Анисимов, главврач ГКБ № 15 (1987– 1997), заместитель министра здравоохранения ТАССР: «Л.А. Баранчикова – замечательный организатор здравоохранения. Коллектив больницы всегда отличался сплочённостью. Мне в силу своей деятельности приходилось сталкиваться со многими учреждениями здравоохранения, и эту клинику я всегда вспоминаю с теплом».

 

 

Михаил Рокицкий: «Мой учитель Сергей Леонидович Либов учил меня обязательно устанавливать хорошие отношения с руководством больницы, с главными врачами. И мои отношения с Л.А. Баранчиковой могут служить примером идеального контакта. Для нашей работы были созданы все условия. По поручению Минздрава РСФСР мы провели четыре школы для главных детских хирургов областей и республик по организации детской хирургической службы и новым методам лечения».

Ростислав Туишев: «Людмила Александровна и Елизавета Петровна не были обучены менеджменту в современном смысле этого слова, а делали всё, исходя из своих представлений о том, как должно быть правильно. Они буквально жили в больнице, мы о них знали всё, бывали у них дома, на даче. Когда у меня родился ребёнок, Людмила Александровна, понимая, что я просто физически не могу вывезти семью на природу, отдала мне свою дачу в Боровом Матюшино. Она была удивительным человеком!»

 

Стремление к лучшему

Сергей Доброквашин: «Заведующий хирургическим отделением Владимир Чуприн всегда давал работать молодёжи, и в том, сколько было свежих идей, сколько по ним защитили диссертаций, – его огромная заслуга. У него просто потрясающее чутьё при подборе кадров. Однажды мы спросили, почему такого-то на работу не взял? Он ответил, что кандидат не смотрел ему в глаза. Такой простой и точный критерий! Тот, кто в глаза смотрит, – не подведёт. А в неотложной помощи это очень важно. А каких дежурантов он привлекал! Поскольку мы располагались рядом с онкологическим диспансером, то дежурили онкологи – Р.М. Тазиев, В.П. Потанин, Е.И. Сигал, Р.Г. Хамидуллин. Впоследствии они стали профессорами, заведующими отделениями и кафедрами. Мы многому у них научились».

Соседство с онкодиспансером было очень плодотворным. Новинки, которые внедряли онкологи, появлялись в ГКБ № 15 и наоборот. Одними из первых в республике в больнице создали палату интенсивной терапии на шесть коек, которая затем выросла в полноценное отделение анестезиологии и реанимации.

Сергей Доброквашин: «Время показало правильность принятых тогда решений. Возглавляла анестезиолого-реанимационную службу В.П. Панкова – очень грамотный специалист и хороший организатор».

Нина Кожаринова: «С Валентиной Петровной было легко работать и интересно общаться. Её кандидатская диссертация включала не только проблемы анестезиологии, но и вопросы фармакологии и детской хирургии. Она избиралась депутатом Верховного Совета ТАССР, где занималась проблемами здравоохранения».

Сергей Доброквашин: «Постоянно учились и что-то изобретали. Так, Рустем Хасанов предложил очень интересное устройство для эвакуации раневого экссудата. Центральных отсосов не хватало, индивидуальные часто ломались и тарахтели как мотоциклы, не давали покоя больным. Тогда Хасанов с другом-инженером решили использовать аквариумные насосы для подкачки воздуха. Изменили направление клапана, и всё заработало, причём совершенно бесшумно!»

 

В тесноте, да не в обиде

Сергей Доброквашин: «Один наш сотрудник Владимир Войцехович всегда нам говорил: «Нам не надо ходить ни в кино, ни в театр, ни в цирк. Нам нужно только ходить на работу. И вы всё здесь увидите – и хамство, и благодарность, и смешное, и великое».

Михаил Рокицкий: «Врачи работали с полной отдачей. Был случай, который я запомнил на всю жизнь. У нас лежал двухлетний мальчик со стафилококковыми нагноениями лёгких в тяжелейшем состоянии. У нас тогда не было мощных антибиотиков, мы тянули его, как могли, но спасти не удалось. Через неделю пришли родители с букетом цветов, поблагодарили нас и сказали: «Мы видели, как вы старались спасти нашего мальчика!».

Ростислав Туишев: «Большие коридоры были заставлены раскладушками, больных клали на стульях. Сколько привезут – столько мы обязаны были принять».

Альберт Суворов: «Удивительно, но жалоб от пациентов практически не поступало. Всё-таки в городе нас знали и ценили».

Сергей Доброквашин: «При этом был некий моральный пресс, недопонимание со стороны пьяных пациентов с улицы, которые считали себя хозяевами страны. Причём серьёзные хулиганы как раз были очень вежливы. Когда в 70-х годах возникла банда «Тяп-ляп», у нас появилось много больных с огнестрельными ранениями, и мы получили большой опыт в этой области».

Ростислав Туишев: «Большая проблема была в том, что рядом работала радиотелевизионная станция. Поле было таким мощным, что разрушались металлические трубы под землей, каждые полгода приходилось их менять. Когда станция работала, у нас практически из каждого утюга играла музыка. Электрокардиограф включаешь – там одни помехи».

Сергей Доброквашин: «А мы тогда решили внедрять электромиографию. Аппарат фонит, из университета пришёл специалист – тоже ничего не может понять. Потом кто-то из инженеров подсказал, нужно сделать экранированную комнату, чтобы эти помехи убрать. Я не знаю, кто из главных врачей сейчас выделил бы молодым учёным отдельную комнату. А Туишев это сделал, он поддерживал все разумные идеи и начинания. Он сам дежурил по ночам, оперировал, истории болезни заполнял, то есть знал всю работу досконально, поэтому разбирался. И давал людям развиваться, получить категорию. А когда мы стали БСМП – что тоже его заслуга – это существенно повлияло на зарплату».

 

 

Дух взаимопомощи

Как при весьма ограниченном бюджете больница могла развиваться? Клиника была включена в широкий контекст взаимных связей различных предприятий и учреждений Советского района. Именно в этом кругу решались, порою весьма неожиданным образом, насущные вопросы.

Ростислав Туишев: «Со всех близлежащих предприятий у нас были пациенты. Директора в благодарность нам помогали с нашими нуждами. Один вместо деревянного забора сделал изящный металлический, другой купил рентгеновские аппараты, третий сдал за нас металлолом, четвёртый выделил машины. Это действительно было братство руководителей. Я несколько лет пытался организовать хороший проезд к больнице, но через железную дорогу официальным путём это никак нельзя было сделать. Мой знакомый из дорожно-строительного предприятия ночью пригнал спецтехнику. Сделали насыпи, закатали дорогу в асфальт, повесили знак «Осторожно, поезд!». Заодно заасфальтировали и стояночные карманы. Наутро секретарь райкома делает объезд и видит новую дорогу! Кто построил? Никто не знает. Было целое разбирательство, но виновного так и не нашли».

Юрий Анисимов: «Благодаря помощи предприятий мы впервые получили фиброгастроскопы. Нам выделили компьютеры, и мы создали компьютерную сеть. Я пришёл главным врачом в трудное время – период перестройки, а потом и развала Советского Союза. Не было финансирования, но мы умудрялись выходить из положения. К тому же мы стали больницей скорой медицинской помощи, и в связи с этим приходилось переоборудовать клинику, открывать новые операционные, организовывать вспомогательные службы. Совместно с кафедрами мединститута и ГИДУВа разрабатывались новые методы лечения и система оказания неотложной хирургической помощи при ЧС».

 

Вписать своё имя

В 2012 году ГАУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи № 1» была внесена в Книгу почёта Казани, став единственным из медицинских учреждений, удостоенных такой чести. В 2013-м коллектив БСМП-1 вошёл в состав обновлённой Городской клинической больницы № 7 и переехал в новую клинику. Прежнее здание было реконструировано и передано республиканскому онкологическому диспансеру.

Сергей Доброквашин: «15-я горбольница – это эпоха в истории здравоохранения города. О ней ходила слава. Когда к нам поступил с острым холециститом знаменитый дирижёр Фоат Мансуров, мы предлагали перевести его в спецбольницу, где были лучше бытовые условия. Но он сказал: «Нет, лечите меня здесь!».

Ростислав Туишев: «Больница как ступень в развитии здравоохранении республики сослужила свою службу, создала себе славу и имя. Хотелось бы, чтобы её традиции не были забыты».

 

Главврачи ГКБ № 15:

1 | Баранчикова Л.А.
2 | Туишев Р.И.
3 | Анисимов Ю.А.
4 | Галеев Н.Э.
5 | Беляков В.Г.

 

 

 

 

 

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.