background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

07 сентября 2024 г. | 22:09

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Этические проблемы трансплантологии

Трансплантология – бурно развивающаяся сегодня область практической медицины – ставит перед обществом новые этические вопросы, на которые не всегда можно найти ответы в традиционной культуре. Но найти ответы человечеству всё равно придётся.

Марина АБРОСИМОВА,
заведующая кафедрой биомедэтики, медицинского права и истории медицины КГМУ, профессор, д. м. н.

СОГЛАСИЕ

Самые главные проблемы трансплантологии, связанные с этикой и правом, – это недостаток донорских органов и вопрос согласия или несогласия на их изъятие. В мире на сегодняшний день существуют три подхода к донорству органов: презумпция согласия, презумпция несогласия и испрошенное согласие.

Презумпция согласия закреплена в законодательствах Испании, Португалии, Германии, Англии, Австралии, России. При этом подходе априори считается, что человек согласен быть донором, если на момент взятия органов учреждение здравоохранения не поставлено в известность о том, что он выразил отказ от донорства (в любой форме, как в письменной, так и в устной) или нет подобного заявления от его родных и близких.

Презумпция несогласия характерна для США, Канады, Франции, Голландии, Украины. В этом случае, если мнение человека неизвестно, то считается, что он был против донорства, и его органы изыматься не будут.

Наиболее предпочтительной с этических позиций считается форма испрошенного согласия, когда до своей кончины человек явно дал разрешение на изъятие органа. Либо член семьи чётко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. Эта доктрина предполагает определённое документальное подтверждение согласия. Заявить о своём желании пожертвовать свои органы после смерти, например, в США можно, когда получаешь или продлеваешь водительские права либо заполнив форму на специальном сайте регистрации доноров.

 

 

ОЧЕРЁДНОСТЬ

Россия значительно отстаёт от мирового уровня по числу проводимых трансплантаций в год, которое во много раз ниже количества больных, в них нуждающихся. И это приводит к ещё одной этико-правовой проблеме: как выбрать того, кому сохранить жизнь, а кому дать умереть?

До сих пор не найдено универсального подхода к решению данного вопроса, который бы всех устраивал. На сегодняшний момент наиболее справедливым считается принцип очерёдности: кто первым встал в очередь, тому первому пересаживаются органы, без учёта каких-либо критериев – расовой и гендерной принадлежности, национальности, социального и экономического положения и т.д. Хотя этот принцип периодически подвергается критике именно с позиции справедливости: ведь первым в очереди может оказаться тунеядец, бомж, человек, который пренебрегал своим здоровьем. Вполне может оказаться, что его спасут, а более достойные и «полезные» для общества люди не дождутся своей очереди. Однако в медицинской этике существует принцип независимости врача. Это значит, что для него все больные равны, и на его профессиональные и этические решения не должны оказывать влияние никакие посторонние факторы.

Впрочем, очередность в трансплантологии – понятие достаточно условное, поскольку большое значение имеет индивидуальная совместимость организма пациента и донорского органа, где учитываются не только группа крови и резус-фактор, но и масса других параметров. Пациенты могут находиться в листе ожидания необходимого органа на первом месте достаточно долго.

В России существует ещё и такой нюанс, что очередь формируется в отдельном учреждении, в лучшем случае – в регионе. Это также нарушает принцип равных возможностей, принцип справедливости. Мы уже доросли до такого уровня трансплантологии, когда требуется единый для всей страны реестр потенциальных доноров и потенциальных пациентов. Чтобы человек, находясь в Казани, мог рассчитывать на орган, полученный в Новосибирске, Екатеринбурге или Москве. Чтобы орган доставили в Казань, или больной сам вылетел туда, где ему могут сделать операцию.

 

 

МЕНТАЛЬНОСТЬ

Потенциальных доноров в Российской Федерации достаточно много, поскольку наибольшее количество органов для пересадки изымается у жертв автомобильных аварий. При существующем законе о трансплантации всё население – потенциальные доноры, технические возможности есть, но операций проводится мало. И причина этого кроется в особенностях нашей культуры и несовершенстве законодательства. У нас не принято высказывать своё мнение по поводу возможной пересадки органов, мы не хотим думать о возможной смерти. У нас в обществе так и не сформировалась некая единая позиция по вопросам трансплантации. Это отражается и в правоприменительной практике. Часто возникают спорные случаи.

Показательно дело московской студентки Алины Саблиной, которая в январе 2014 года попала в ДТП и скончалась в больнице. Родители узнали, что без их согласия у дочки изъяли для трансплантации некоторые органы. Это возмутило мать, которая обратилась в суд, требуя взыскать с больницы компенсацию морального вреда, но проиграла процесс. Саблины обратились в Конституционный суд, усмотрев в законодательстве о трансплантологии нарушение своих прав, позволяющее врачам не сообщать родственникам о планируемом изъятии органов у потенциального донора. Суд в своём решении пояснил, что «презумпция согласия на изъятие органов имеет целью развитие в стране донорства и трансплантации, и Конституции не нарушает».

Существо требований заявителей фактически сводилось к необходимости перехода от существующей в России модели презумпции согласия на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласия. Однако разрешение этого вопроса составляет прерогативу федерального законодателя. В определении Конституционного суда отмечено: «Только проведение свободной публичной дискуссии по столь важному вопросу, каким является нормативная модель выражения согласия на изъятие органов после смерти, позволит выработать вариант его разрешения, отвечающий конституционным целям и одновременно отражающий этические, моральные и религиозные предпочтения».

 

 

Живое донорство

Достаточно часто возникает ситуация, когда родственники пациента готовы предоставить для пересадки один из своих парных органов или часть органа, способного к регенерации. Здесь тоже возникает целый спектр проблем, начиная с традиционного для медицины принципа «Не навреди», поскольку забирая орган у живого человека, мы его сознательно инвалидизируем ради неясных перспектив – ведь стопроцентной гарантии того, что орган приживётся, и пациент будет жить, ни один врач дать не может. Поэтому, конечно, приоритетно сегодня использовать органы от умерших людей. Чтобы избежать криминальных схем и из этических соображений, пациенту никогда не сообщают, кто именно стал его донором, а живое донорство законом разрешается только при генетическом родстве. Врачи в таких случаях предпочитают перестраховаться и считают запрещённым всё, что явно не разрешено законом.

 

Религиозность

Сегодня технологии развиваются быстро и меняют мир, ставят перед традиционными религиями вопросы, на которые те просто не успели ещё дать согласованный ответ. Есть религиозные направления, которые против даже вполне обычного сегодня переливания крови. Врачу, разумеется, надо учитывать это в своей практике. Если привозят человека, погибшего в автокатастрофе, то даже если врачи не знают о волеизъявлении человека относительно изъятия органов, за него может ответить его религия, если она известна. Но среди традиционных религий также ещё нет однозначных мнений. Допустим, если ислам против посмертного вскрытия, то значит ли это, что он против пересадки органов, или сохранение жизни другого человека в конце концов будет признано более важным? Православие в принципе не отрицает трансплантацию, но предостерегает, чтобы не относились к человеку как к набору запасных частей. В нём нет прямого запрета, но и нет призыва завещать свои органы после смерти. Чтобы сформировать определённое мнение об отношении религии к трансплантации, нужно время.

 

Рустэм хазрат ВАЛИУЛЛИН, первый заместитель муфтия Духовного управления мусульман Республики Татарстан:

– Всемирно известный мусульманский учёный и врачеватель Авиценна в своё время совершил переворот в античной медицине, продвинув медицинскую науку на 300 лет вперёд. И сегодня мы смотрим на проблему трансплантологии с современных позиций. Мы положительно относимся как к прижизненному, так и посмертному донорству любого мусульманина, независимо от вероисповедания человека, который нуждается в том или ином органе. Конечно, в этом нет греха. При этом каждый пациент-мусульманин должен сам решить, готов ли он принять донорский орган от человека, придерживающегося другого верования. На этот счёт с точки зрения шариата также нет каких-либо ограничений.

В исламе тело не является храмом Божьим. Это скорее транспорт, велосипед, на котором душа человека едет по своему жизненному пути. Когда приходит время садиться на корабль для последнего путешествия, велосипед остаётся на берегу. Соответственно, трансплантация не нарушает законов ислама.

 

...Православная Церковь не поддерживает так называемую презумпцию согласия на посмертное изъятие органов...

Господь создал человека свободным. И в таких вопросах, как изъятие органов после смерти, эта свобода нарушаться не может. Принцип жертвы не должен быть принудительным. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной.

Вместе с тем Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего. Это подлинно христианский поступок. Он совершается по примеру Господа нашего Иисуса Христа, который пришёл в этот мир, чтобы добровольно принести себя в жертву, отдать свою плоть и кровь для спасения мира. Все христиане призваны жить по примеру Спасителя и жертвовать собой ради других.

Донорские органы, изъятые у умерших, могут спасти жизни других людей. Особенно острая необходимость в органах для пересадки наблюдается в нашей стране. Поэтому мы обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой выразить своё согласие на посмертное изъятие органов для пересадки...

Выдержки из совместного заявления Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата о проекте Федерального закона о донорстве органов, 11.06.2013.

Источник: www.patriarchia.ru

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.