background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

08 декабря 2024 г. | 06:12

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

В основе стратегии управления отраслью - концентрация ресурсов и более эффектвное их использование

Объективно система здравоохранения давно уже нуждается в современных управленческих технологиях. Возрастающая сложность бизнес-процессов в медицине, привлечение дорогостоящих ресурсов, оказание индустриальных объёмов медицинской помощи, проблемы качества и стандартизация медицинских услуг - всё это требует использования современных приёмов, которые невозможно реализовать без информационных технологий и коммуникационного обеспечения. Административная система управления исчерпала свои возможности, отрасль работает с высоким напряжением и очень низким КПД.

Ясно, что улучшить демографию и сократить отставание от среднемировых показателей без инновационных решений невозможно.
Несмотря на серьёзные проблемы в отечественной экономике, следует признать, что приобретённый за последние годы опыт показал преимущества рыночной экономики. Поглотив массу ресурсов, она, тем не менее, реализовалась в рамках концептуальных идей и стратегических направлений, требующих типовых решений. Постепенно приходит понимание того, что к экономике следует относиться, как к тончайшей сфере человеческой деятельности, которую нельзя низводить до уровня потребительских интересов. Экономика - это наука о распределении ограниченных ресурсов между конкурирующими пользователями. Она
имеет многовековую и чрезвычайно драматическую историю. Трагедией экономики как специфической области знаний является её близость к повседневным потребностям людей, что вызывает искушение у дилетантов «поупражняться» в её управлении. К сожалению, малоизученным разделом экономической науки является экономика системы здравоохранения, много лет живущая по своим внутренним законам, которые создавались под влиянием эмоционального восприятия окружающего мира и хронического дефицита ресурсов.
Современные управленческие решения нуждаются в системных подходах, пригодных для всей отрасли. Основой для типового, системного решения должны стать утверждения, что лечебные учреждения необходимо отнести к типовым производственным единицам, имеющим перечень обязательных технологических параметров, которые должны быть понятны, измеряемы, достижимы и признаны, а технология работы соответствовать моделям, принятым на данный момент в мире, стране или регионе. Качественное здравоохранение трудно представить без его соответствия ясным стандартам. Если средняя продолжительность жизни в Европе составляет 76-80 лет, то 68 лет - это явно плохо. Если методики лечения в кардиологии состоят из определённых технологических последовательностей, позволивших снизить смертность, то несоответствие этим методикам следует расценивать как плохое качество или как нарушение технологической дисциплины, неизбежно приводящей к браку. Иными словами, здравоохранение должно пользоваться проверенными моделями, а потребитель вправе требовать надёжных технологий.
Однако на практике основной проблемой здравоохранения является большой разрыв между представлениями о том, что надо делать, и ответом на вопрос, каким образом это надо делать? В условиях развивающихся рыночных отношений тема экономики здравоохранения не может быть задачей только для экономистов или только для врачей, вполне можно говорить о необходимости создания новой прикладной дисциплины на стыке нескольких специальностей - рыночной экономики жёстко лимитируемых индустрий.


Мировой финансовый кризис оказал влияние и на экономику здравоохранения. В этих условиях одним из стабилизирующих факторов служит централизация ресурсов. Однако термин «централизация» следует трактовать правильно и не путать с тотальным администрированием. Научно обоснованная централизация требует серьёзных экономических и системных решений на базе процессного подхода, что не имеет ничего общего с иерархическим способом управления.
Как может ответить на это отрасль? Прежде всего, провести ревизию своих ресурсов и перегруппировать их с позиции максимального удовлетворения запросов пациентов, а не отрасли. Потребительская привлекательность здравоохранения должна базироваться на максимальном удовлетворении потребностей больных людей. Они должны попасть в систему, которая позаботится обо всех этапах их лечения. А это сложнейшая проблема, потому что учреждения здравоохранения, используя государственные ресурсы, сегодня больше озабочены укреплением своего лидерства, чем участием в системной организации технологического процесса, где у каждой организации должно быть своё, чётко определённое место.
Развивая высокие технологии, мы неизбежно столкнёмся с необходимостью создания инфраструктуры или тематических кластеров, оптимизирующих эффективность работы дорогостоящих медицинских центров. Не могут все ЛПУ быть центрами, так же как и центры не должны заниматься всем. В этих условиях государство обязано структурировать ресурсы отрасли, исходя из интересов её граждан, и не зависеть от увлечённости отдельных руководителей. Для государства проблема онкологии - это не проблема онкологического диспансера, это проблема всей системы онкологической помощи. Проблема сердечно-сосудистых заболеваний -
это не проблема кардиологического центра, это необходимость создания системы оказания помощи при ССЗ в соответствии с высокими медицинскими стандартами с целью реального снижения устранимых причин смертности. В этой непростой ситуации большую роль играют информационные технологии. Они аккумулируют динамические процессы в экономике, управлении, дают возможность конструировать сложные системные комбинации и мониторировать исполнение в режиме реального времени. Но при этом не следует забывать, что информационные технологии - это всего лишь инструмент и не более.

2. Чрезмерная специализация особенно в амбулаторном секторе привела к тому, что профессиональная деятельность участкового врача приобрела отчётливо выраженные диспетчерские функции и заключалась в распределении пациентов по узкоспециализированным приёмам. Усиление специализации сопровождалось преимущественным развитием стационарной помощи. Уровень госпитализации населения достиг высоких цифр (22-26%) в отличие от экономически развитых стран мира, где он равен 12-13%.

3. Ограничение информации. Проанализировав большое количество работ по экономике здравоохранения, можно обнаружить, что в ряде случаев авторы не являются профессиональными экономистами. Научный подход заменён мнением непрофильных специалистов, строящих теорию исходя из своего опыта и своих представлений о жизни. Не секрет, что многие достижения медицинских учреждений основаны не на использовании экономических подходов, а на получении дополнительных ресурсов и более благоприятных условий работы. Исключительность рождает много поверхностных суждений и моделей, непригодных для массового использования.


Не следует ждать чуда от IT-проектов. Поэтому необходимо, прежде всего, ответить на вопрос - какой выбор сделать? Или автоматизировать сложившийся беспорядок, или взять за основу принципы процессного управления, пригодные для моделирования сложных бизнес-процессов, независимо от отраслевой принадлежности? Автоматизировать архаичное и малоэффективное хозяйство нет смысла. Вначале его следует модернизировать и привести в соответствие с принятой внутригосударственной экономической моделью.
Сегодня в Татарстане трудятся около 13 тысяч врачей и 37 тысяч медицинских работников, работают свыше 2 тысяч учреждений здравоохранения, развернута 31 тысяча коек, выполняются сотни тысяч исследований и т.д. По данным исследований бостонской клиники Brigham and Women’s Hospital, сегодня насчитывается более 10 тыс. заболеваний, 3 тыс. лекарственных препаратов, 300 различных радиологических процедур и 1 тыс. лабораторных исследований. Становится очевидным, что держать в голове такой объём информации совершенно невозможно.
Необходимы другие принципы работы, не менять, а научить систему действовать по-другому, предоставляя для этого убедительные аргументы, невидимое сделать видимым, измеряемым и понятным. Фактически речь идёт о необходимой составляющей любого сложного бизнес-процесса - диспетчеризации, выполняемой на базе современных информационных технологий. Приведём одно из распространённых определений понятия «диспетчеризация». Диспетчеризация - это концентрация оперативного контроля и координация управления производственными процессами с целью обеспечения согласованной работы отдельных звеньев для достижения наивысших технико-экономических показателей работы. Диспетчеризация направлена на обеспечение равномерности загрузки всех звеньев, непрерывности, ритмичности и экономичности выполнения процессов основного производственного цикла, бесперебойной работы вспомогательных служб. В задачу диспетчеризации входит регулирование процесса производства с целью восстановления действующих или установления новых пропорций и режима работы предприятия и учреждения. Диспетчеризация охватывает контроль и управление технологическими процессами, контроль и оперативное распределение всех видов ресурсов, учёт работы оборудования, способствуя предотвращению его простоев и потерь рабочего времени, выполнению заказов в срок. Диспетчеризация оказывает положительное влияние на экономику производства.

Следует признать, что информатизация отрасли здравоохранения в Татарстане сталкивается с проблемами, характерными для всей страны, что осложняет процесс реформирования. К ним относятся:
• хаотичная предистория развития IT-систем
• использование несовместимых технических решений, что требует пересмотра многих из них с позиций интеграционных процессов
• многократное дублирование затрат, когда каждое учреждение стремится создать свою модель и инфраструктуру
- сложность ввода и функционирования обособленных систем в эксплуатацию, сопротивление со стороны персонала.
Несмотря на объективные и субъективные сложности, системный подход к инновационному реформированию отрасли нуждается в разработке новой стратегии управления отраслью, составной частью которой должны стать информационные технологии и в, частности, диспетчерский центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
Диспетчерский центр - это совместный проект Центра информационных технологий РТ, Минздрава РТ, немецкой компании Software FG и компании «Корпоративные информационные Рутины» (Казань). Данный проект награждён Дипломом 1 степени как «Лучшая медицинская информационная система-2008» в России, дипломом победителя в номинации «Лучшее решение в сфере информационно-аналитического сопровождения услуг в области здравоохранения» (2009). Он создан в целях эффективного и целевого использования дорогостоящих ресурсов высокотехнологичных центров и стационарных учреждений Татарстана, повышения информированности и доступности для населения стационарной помощи.
Диспетчерский центр предназначен для создания единой информационной среды в здравоохранении, что даёт пациенту возможность участвовать в организации его лечения, а учреждениям здравоохранения - оказывать медицинскую помощь во взаимодействии друг с другом, обеспечивая повышение эффективности работы отдельных учреждений и системы регионального здравоохранения в целом. Диспетчерский центр реализуется как совокупность решений в следующих областях:
• системные решения, обеспечивающие выполнение конкретных задач, которые могут быть сформулированы как бизнес-процессы
• информационные поля, где содержится определяющая информация (регистры, реестры, справочники, классификаторы)
• управленческие и экономические задачи.
Целями проекта являются повышение эффективность управления и межведомственного взаимодействия ресурсов здравоохранения, повышение информационной открытости и оптимизация предоставления медицинских услуг гражданам, т.е. соз-дание ориентированной на клиента системы, работающей по принципу - «Должна «бегать» информация, а не граждане».



Цели:
• Обеспечить взаимодействие всех врачей, работающих в системе здравоохранения Республики Татарстан.
• Информировать население о возможностях системы здравоохранения Республики Татарстан.
• Обеспечить обмен информацией между всеми лечебными учреждениями Республики Татарстан.
• Обеспечить интеграцию в Единое информационное пространство Электронного Правительства
Республики Татарстан и федеральных органов власти на основе официально утверждённых регламентов
и стандартных отчётных форм документов.

Задачи:
• Организация взаимодействия между потребителями и поставщиками медицинских услуг.
• Осуществление мониторинга использования дорогостоящих ресурсов.
• Формирование единого банка данных системы здравоохранения Республики Татарстан.


Современная организация медицинской помощи основывается на участии нескольких учреждений здравоохранения в реализации протокола лечения больного. Соответственно, планирование маршрута для конкретного пациента позволяет реализовывать этапы лечебно-диагностического процесса в зависимости от специализации, загрузки ЛПУ и оптимальной стоимости лечения.
Процесс планирования маршрута лечебно-диагностического процесса тесно связан с понятием регламента лечения. Регламент лечения состоит из следующих компонентов:
• подтверждающие критерии - критерии, способные подтвердить выставленный пациенту диагноз в ЛПУ первичного звена
• обязательные обследования - обследования, необходимые для подтверждения диагноза, поставленного пациенту в ЛПУ первичного звена
• перечень учреждений и регламентов, которые должны быть выполнены для достижения результата.
Координация деятельности ЛПУ с использованием Диспетчерского центра позволяет организовать процесс лечения по принципу «одного окна», когда пациент взаимодействует только с медицинским учреждением по месту жительства. При этой схеме пациент не должен заботиться о том, чтобы попасть на лечение в ВТМЦ. Его маршрут лечения от поликлиники до высокотехнологичной операции и последующей реабилитации в санаторном учреждении будет чётко спланирован с помощью единой системы управления. Все необходимые согласования и организацию предварительного обследования производят Диспетчерский центр и направляющее ЛПУ без присутствия пациента. Диспетчерский центр обеспечивает централизованную архивацию данных и работу с информацией в соответствии с правами доступа к ней.
Развитие Диспетчерского центра предусматривается по четырём стратегическим направлениям:
• расширение перечня медицинских бизнес-процессов, управляемых с помощью системы ДЦ (процессы: оказание высокотехнологичной медицинской помощи - диагностика и лечение, обеспечение лекарственными средствами, диспансеризация и т.д.)
• создание Единых защищённых хранилищ и баз данных медицинской и персонифицированной информации (архив диагностических изображений, архив паспортов пациента, архив медицинских классификаторов, реестр застрахованного населения и т.д.)
• расширение перечня управленческих и экономических задач (мониторинг и обследование учреждений, мониторинг выполнения государственного заказа и квот, мониторинг лекарственного обеспечения и т.д.)
• организация межведомственного взаимодействия на основе интеграции систем управления здравоохранения, социальной сферы, различных министерств и ведомств (Фонд ОМС, ЗАГС, МВД и т.д.).
Первый опыт работы пилотного функционала Диспетчерского центра говорит о его перспективности и может быть рекомендован как универсальное управленческое решение для сложных бизнес-процессов в здравоохранении.

ERROR_FILE

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.