background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

20 апреля 2024 г. | 16:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Главная фигура в здравоохранении Израиля - пациент

В рамках реализуемой Министерством здравоохранения Республики Татарстан обширной программы зарубежных стажировок большая группа главных врачей ЦРБ, других медицинских учреждений, а также директоров медицинских училищ республики недавно побывала в Израиле, посетив шесть клиник в пяти городах. Все дни пребывания в этой стране, известной всему миру своим великолепным здравоохранением, были заполнены встречами, обсуждениями, дискуссиями, лекциями, которые читали руководители больниц, медицинских подразделений.

Программа нашего пребывания в Израиле была напряженной и необычайно интересной. Рабочий день начинался в 8.30 утра и заканчивался в шесть вечера. Знакомство с израильским здравоохранением началось с посещения медицинского центра «Рабин», больничной кассы «Клалит» города Петах-Тиква. Мы посетили также университетскую клинику «Хадасса» в Иерусалиме, реабилитационный центр «Бейт-Левинштейн» и поликлинику больничной кассы «Меухедет» в городе Раанана, частную клинику «Ассута» в Тель-Авиве, государственный госпиталь Западной Галилеи Министерства здравоохранения Израиля города Нагария.


Сразу не могли не отметить для себя, что достаточное финансирование - это то, что отличает учреждения здравоохранения Израиля. Например, годовой бюджет медицинского центра «Рабин» на 1264 койки (как наша Республиканская клиническая больница), где работают 4100 сотрудников, составляет 300 млн долларов (около 9 млрд рублей). В Израиле успешно функционируют государственная, общественная и частная системы здравоохранения, которые неразрывно связаны с больничными кассами. Главная фигура в системе здравоохранения Израиля - пациент. Именно он, а никто другой, выбирает больничную кассу, имея возможность раз в два месяца менять ее, если условия страхования не устраивают.
Конкуренция между медучреждениями, право пациента шесть раз в год менять больничную кассу и регулярный много­уровневый плановый контроль медицинской деятельности заставляют администрацию и персонал постоянно внедрять самые современные медицинские технологии, повышать качество своей работы. Интенсивное использование ресурсов в здравоохранении этой страны объясняется также действиями сотрудников страховых компаний, которые уже со второго дня госпитализации пациента приходят в отделения и спрашивают заведующих: «Что этот больной делает в отделении (лежать на кровати он может и дома)?» Если нет оснований для продолжения стационарного обследования и лечения, он должен быть выписан.
Большую роль в работе израильских медицинских центров играют информационные технологии. Практически вся документация и фиксация действий медицинских работников осуществляется в электронном виде. Запись на поликлинический прием ведется по телефону, через Интернет, терминалы, в дальнейшем пациенту обязательно приходит напоминание о сроке приема. В то же время информационные системы клиник носят корпоративный характер, и не все данные пациента доступны при переходе на обслуживание в другое учреждение здравоохранения.
Несмотря на наличие хороших клиник, в Израиле активно строятся новые корпуса больниц, для чего привлекаются спонсорские средства, что является нормой для здравоохранения этой страны. В трех из шести медицинских центров, в которых мы побывали, идет возведение новых отделений, приемных покоев.
Многие руководители медицинских центров размещают на своих базах образовательные учреждения, обеспечивая таким образом интенсивное практическое обучение собственного и привлеченного персонала, что также повышает статус самой клиники.
Система додипломного и постдипломного образования Израиля отличается непрерывностью повышения квалификации. Существует специальная накопительная система, которая учитывает все виды обучения на постдипломном уровне. Ведущие специалисты совмещают педагогическую и практическую деятельность, что обеспечивает использование в учебном процессе утвержденных стандартов и порядка оказания медицинской помощи, формирование навыков работы с информационными системами, ведение электронной истории болезни и т.д. Отдельного упоминания заслуживает то, что в структуре медицинских учреждений Израиля присутствуют различные научно-исследовательские институты, в работе которых медицинский персонал принимает активное участие. У татарстанских руководителей образовательных учреждений была возможность познакомиться с работой школы медицинских сестер университетской клиники «Хадасса». По их признанию, многие инновационные наработки в сфере подготовки медицинского персонала вполне можно применить и у нас.
Особый интерес вызвала организация медицинского туризма. Это целая индустрия, которая приносит дополнительный доход в бюджеты учреждений, являясь мощным стимулом развития клиник и центров. Так, в университетской клинике «Хадасса» регистрируется до 350 медицинских туристов в месяц. Сегодня Израиль является одной из ведущих стран мира, куда едут лечиться. Причем считается, что каждый седьмой больной приезжает сюда из России.
Впечатляет организация реабилитационной помощи. Хорошо отлаженная система отношений государства и граждан с ограниченными физическими возможностями просто восхищает своей масштабностью и продуманностью, заставляя по-новому взглянуть на эту проблему. Опека, забота, любовь и сострадание помогают стереть грань между инвалидом и здоровым человеком.
Лично мне особенно понравилось то, как наши израильские коллеги ценят и уважают свой труд, как рационально организована их работа. В этой стране регистрируется мало необоснованных вызовов, так как в этом случае пациент вынужден сам оплачивать счет. Вообще, каждый житель Израиля сам отвечает за состояние своего здоровья, а поскольку лечение очень дорогое, то сохранение здоровья и профилактика заболеваний становятся одними из основных его целей.
Все участники стажировки очень благодарны Министерству здравоохранения Республики Татарстан за предоставленную возможность познакомиться с системами здравоохранения других стран. Уверена, что опыт, полученный во время посещения медицинских учреждений Израиля, очень пригодится в нашей работе. И начать преобразования необходимо с внедрения систем информатизации в наших учреждениях. Это приведет к уменьшению бумажной работы, очередей пациентов в коридорах больниц, каждый сможет записаться на прием в удобное для него время, используя Интернет, телефон, терминалы. Внедрение унифицированных программных продуктов и межведомственных связей в единое информационное пространство даст новый импульс развитию российского здраво­охранения.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.