background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

26 апреля 2024 г. | 02:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Когда ЛПУ на аутсорсинге

В ходе модернизации здравоохранения все больше медицинских учреждений Татарстана оснащаются высокотехнологичным оборудованием. Чтобы поддерживать его в работоспособном состоянии, необходимо иметь соответствующую инструментальную базу, квалифицированных специалистов, разрешительную документацию. Освободить ЛПУ от несвойственных ему функций позволяет передача технического обслуживания на аутсорсинг.

Любое современное медицинское учреждение с точки зрения инженерии - это комплекс медицинской техники, включа­ющий в себя оборудование для лабораторий, диагностических, терапевтических, хирургических отделений, стерилизационных и других подразделений. Перебои в работе любого из них приведут к нарушению этапности оказания медицинской помощи.


Дополнительную сложность в обеспечении работоспособности медицинского оборудования создает то, что наряду с новой техникой в учреждениях продолжает работать устаревшее оборудование, которому в настоящий момент пока нет альтернативы или финансовой возможности его заменить. Зачастую для него уже не поставляются запасные части, нет ремонтной документации. Таким образом, для полноценного технического обслуживания оборудования инженерным службам ЛПУ необходимо иметь ремонтную базу, квалифицированных специалистов в области метрологии, механики, радиоэлектроники и др., а также ряд соответствующих разрешающих документов. В существующих реалиях у медучреждений на это просто не хватает ресурсов. Решением проблемы становится аутсорсинг - передача специализированным организациям функций, не связанных напрямую с оказанием медицинских услуг.
Первый вопрос, который при этом возникает у руководителя ЛПУ, - какова стоимость сервисных услуг? С одной стороны, необходимо обеспечить бесперебойную работу оборудования, с другой, уложиться в бюджет. «Цена вопроса» складывается из нескольких составляющих:
Техническое обслуживание (ТО) - комплекс работ, не связанных с ремонтом. Выполняется в соответствии с регламентом на каждый вид оборудования и гарантирует его постоянную готовность к работе с заданной изготовителем производительностью. Стоимость и регулярность техобслуживания определяются техническими требованиями от производителя, соответственно ценовой лимит на эту строку расходов можно легко рассчитать и заложить. Проблемы возникают тогда, когда простое правило «Регулярно проходи ТО» игнорируется или выполняется не в полном объеме. У владельца легкового автомобиля, например, не возникает сомнений в необходимости периодического техобслуживания машины, к сожалению, администрации медучреждений не всегда придерживаются такого подхода.
Ремонт оборудования - расходная статья, объемы которой трудно спрогнозировать. Решением является создание определенного резерва, который будет расходоваться по мере необходимости. Его размеры могут быть определены, исходя из объема затрат в прошлые годы, откорректированных с учетом старения оборудования.
Следует отметить, что сегодня нередки случаи, когда в лечебных учреждениях, установив технику стоимостью в миллионы рублей, стараются экономить на расходах, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом. Итог такой экономии - оборудование раньше срока выходит из строя, снижается эффективность его использования. Причем зачастую в этом даже нет вины ЛПУ, просто закупка оборудования и его последующее обслуживание финансируются из разных источников, хотя эти две строки расходов неразрывно связаны между собой. Многие представители рынка сервисных услуг придерживаются мнения, что более эффективным решением было бы закладывать расходы на поддержание работоспособности оборудования в течение срока его службы в стоимость поставки.
Следующий вопрос - какому предприятию доверить техобслуживание и ремонт? Одним из критериев выбора может стать перечень оказываемых услуг. И чем он шире, тем выгоднее ЛПУ сотрудничать с таким предприятием. Когда администрация медучреждения может передать на обслуживание все - от каталки до компьютерного томографа - это и есть аутсорсинг в лучшем его проявлении.
Стоит отметить, что вопрос грамотной организации технического обслуживания медицинского оборудования сегодня волнует не только руководителей медучреждений. Ряд компаний, специализирующихся в этом направлении, объединились в рамках Российской ассоциации по продаже и ремонту медицинской техники «РАПМЕД». В 2010 году на основе этого объединения была создана саморегулируемая организация (СРО), в которую вошло более 90 организаций - от Южно-Сахалинска до Калининграда.
Главная цель СРО - создание единого технологического пространства с участием собственных инженерно-технических кадров в качестве экспертов, разработка и систематизация норм, правил и стандартов. Необходимость создания такой ассоциации была продиктована, прежде всего, отсутствием единого координирующего органа, обеспечивающего контроль качества реализации федеральных программ в здравоохранении в части монтажных, пусконаладочных и прочих технических работ. В настоящее время обслуживание медицинской техники проводится производителями и их представителями, предприятиями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на техобслуживание, ведомственными организациями, штатным техническим персоналом ЛПУ.
В результате в само понятие «техническое обслуживание медицинской техники» каждый хозяйствующий субъект вкладывает тот перечень услуг, который он считает нужным. Это, в свою очередь, приводит к дисбалансу цен на услуги, к различиям в критериях оценки качества услуг и т.д. СРО «РАПМЕД» объединяет усилия разработчиков, производителей, поставщиков, сервисных организаций медицинского оборудования путем налаживания долгосрочных партнерских отношений и определением круга обязательств.
Единственным членом саморегулируемой организации в Татарстане является компания «ГАЛС-МТ», созданная в 2002 году и специализирующаяся на техническом обслуживании и ремонте медицинской техники. Главный принцип ее работы - снять с руководителя клиники все проблемы обеспечения работоспособности оборудования, начиная со сложнейших диагностических аппаратов и заканчивая каталкой или холодильником. Для выполнения этих целей предприятием было сформировано несколько производственных участков по диагностике и ремонту, механической обработке.
В организации создан независимый испытательный центр, в который входят:

  • Лаборатория радиационного контроля, аккредитованная на проведение полного спектра дозиметрических измерений в медицине, контроля эксплуатационных параметров рентген-аппаратуры, метрологического контроля ультразвукового оборудования.
  • Метрологическая лаборатория, аккредитованная на проверку средств измерений медицинского назначения.
  • Методико-консультативный отдел, принимающий участие в разработке профильных методик, консультирующий лаборатории радиационного контроля, представителей ЛПУ по вопросам дозиметрии и радиационной безопасности.

Для проверки и сервиса медицинской техники используется современное контрольно-измерительное оборудование, в частности, продукция мирового лидера в сфере тестового оборудования, систем симуляции биомедицинских сигналов, а также тестеров электрической безопасности Fluke Biomedical (США). Использование в деятельности компании наиболее надежных и точных технических решений позволяет гарантировать высокое качество услуг. Одним из итогов этого можно считать то, что в 2011 году компания «ГАЛС-МТ» стала победителем конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан» в номинации «Техническое обслуживание и ремонт медицинской техники».

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.