background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

21 января 2022 г. | 21:01

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Схема «ДТП - диспетчер - реанимобиль - травмцентр» работает

Высокая смертность в автомобильных авариях в последнее десятилетие приобрела масштабы национального бедствия. По замечанию Президента России, если не изменить ситуацию на дорогах, ДТП могут стать к 2020 году третьей наиболее серьезной угрозой здоровью наряду с болезнями кровообращения. Как показывает статистика, в 2009 г. в стране совершено свыше 203 тыс. ДТП (в РТ - 5572), в которых погибло около 26 тыс. чел. (в РТ - 650), а увечья получили более 257 тыс. наших сограждан (в РТ - 7005).

Снизить смертность на дорогах нашей республики была призвана Республиканская целевая программа совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в 2009 г., которая реализовывалась в рамках Национального проекта «Здоровье» и ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2008 - 2012 гг.»

Индекс тяжести снизился
Программой предусматривалось создание вдоль федеральных автодорог травматологических центров (далее в тексте - ТЦ) трех уровней и специализированных мобильных бригад медиков, взаимодействие которых позволило бы сократить время доставки пострадавших от места ДТП до медицинского учреждения. Задача всей этой системы - максимально сократить время прибытия бригады медиков к месту ДТП, снизить до нуля показатель смертности в пути, а также больничную летальность и в итоге снизить индекс тяжести, т.е. число погибших на 100 пострадавших. Опыт реализации программы в 2009 году на татарстанском участке федеральной трассы М-7 показал хорошие результаты. Как отмечает недавно назначенный заместителем главного врача РКБ - директором Казанского ТЦ Глеб Алексеев, в условиях роста ДТП, низкой культуры водителей при постоянно улучшающемся качестве дорог индекс тяжести, равный в 2009 г. 20,4 (один из самых высоких в стране), к концу первого полугодия 2010 г. снизился до 11. Добиться этого, по мнению Глеба Викторовича, удалось благодаря повышению своевременности приезда медицинских бригад по федеральным трассам в течение года с 72 до 87%, а улучшение технической оснащенности позволило свести практически к нулю количество смертей по дороге в больницу.


Техническая оснащенность
В настоящее время вдоль татарстанского участка дороги М-7 развернуто 8 травмцентров: один - первого уровня на базе РКБ, два - второго уровня на базе БСМП №1 г. Казани и БСМП г. Елабуги и пять - третьего уровня на базе Верхнеуслонской, Пестречинской, Мамадышской, Мензелинской и Актанышской ЦРБ. В ноябре 2010 года заработает на полную мощность ТЦ на базе БСМП г. Набережные Челны. По словам Глеба Алексеева, общий объем капвложений на создание ТЦ в республике составил 2,2 млрд. руб. В 2010 г. вдоль участка федеральной трассы М-5 планируется создать два ТЦ - один второго уровня в Бугульме и другой третьего уровня в Бавлах. Ближайшей задачей является организация ТЦ на трассах Казань - Оренбург, Казань - Ульяновск, Казань - Малмыж и других дорогах РТ.
В рамках программы приобретено 26 реанимобилей, оснащенных по последнему слову техники, которые по праву называют реанимационными койками на колесах. В этом и в следующем году за счет бюджета РТ и по соглашению с Минрегионразвития РФ дополнительно будут приобретены реанимобили, также оснащенные трекерами. Центр медицины катастроф продолжит работу по диспетчеризации и внедрению ГЛОНАСС. В эту систему включат также и санитарную авиацию.

Система в действии
Как рассказал Глеб Алексеев, парк санитарных машин, не говоря уже о реанимобилях, закупленных в 2009 году в рамках нацпроекта, оснащен трекерами и подключен к ГЛОНАСС, причем сведения о местонахождении этих машин поступают в центральную диспетчерскую Центра медицины катастроф. Диспетчер видит все автомобили, ставит на трекере значок ближайшей к месту ДТП бригады и отслеживает ее перемещение.
Если задачей обычных врачей «скорой помощи» было просто довезти пострадавшего от места ДТП до ближайшей больницы, то сегодня на место происшествия бригада специалистов ТЦ выезжает на реанимобиле, оборудованном по последнему слову техники. Если ее поблизости не оказывается, то отправляется ближайшая фельдшерская бригада, а бригада класса «С», т.е. реанимобиль с реаниматологом центральной районной больницы, выезжает ей на перехват. Если учесть, что реанимобиль по своим технологическим параметрам является реанимационной на колесах, то такая бригада не просто довозит больного - она сразу начинает реанимационные мероприятия. Такая схема намного сокращает «плечо доезда». Задача медиков, первыми прибывших на место ДТП, - установить степень тяжести пострадавшего и определить, куда его доставить. В ТЦ третьего уровня поступают либо агонизирующие больные, которых уже никуда не повезешь, либо амбулаторные, с легкими телесными повреждениями. Если пациент нуждается в более специализированной травмопомощи, то его направляют в ТЦ второго или первого уровня.

Травмцентр
Вместе с Глебом Алексеевым и заведующим приемным отделением Маратом Гайфутдиновым осматриваем приемное отделение №2, расположенное на первом этаже современного 7-этажного корпуса ТЦ РКБ. С момента доставки больных транспортом они на каталках завозятся в вестибюль через автоматические распашные двери, ходячие больные и сопровождающие входят через отдельный вход. Далее пострадавшие распределяются ответственным дежурным на четыре потока.
Первый поток - это шоковые и другие тяжелобольные. Они без промедления попадают в предшоковую, где одновременно с проведением реанимационных и диагностических мероприятий их раздевают, перевязывают, шинируют. На фоне проводимых реанимационных мероприятий, интенсивной терапии больной из предшоковой переводится в шоковую операционную, оснащенную рентгенпрозрачным многофункциональным операционным столом. Здесь же имеется C-R дуга, позволяющая проводить R-обследование без нарушения положения больного.
Современное анестезиологическое оборудование позволяет производить мониторинг состояния больного, восстановление и поддержание его жизненных функций. Использование волоконной оптики позволяет врачу проводить щадящие диагностические и лечебные мероприятия. Имеются все необходимые условия и оборудование для экстренных оперативных вмешательств. Если состояние больного позволяет, то его перемещают в операционный блок первого этажа, состоящий из двух современных операционных. Если шоковый больной не нуждается в проведении экстренных операций, то после выведения его из шока он переводится в одну из двух реанимационных палат 1 этажа, оснащенных шестью многофункциональными реанимационными кроватями с дистанционным управлением, подогревом и противопролежневыми системами.
Второй поток - это пострадавшие средней степени тяжести. На каталках они транспортируются в смотровые комнаты. Здесь проводятся осмотр, ЭКГ-обследование, УЗИ головного мозга и берутся необходимые анализы. Затем больной попадает в блок лучевой диагностики для проведения R-графии, компьютерной томографии. Далее он транспортируется в зону, где проводятся необходимые травматологические вмешательства.
По примеру института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе г. Санкт-Петербурга выделяется третий поток асоциальных больных с агрессивным поведением. Для них существует изолятор с наличием спального места и возможностью визуального и видеонаблюдения.
Четвертая группа больных - с изолированными травмами. После регистрации, первичной диагностики больной направляется на рентген­обследование с последующим перемещением в зону малообъемных травматологических вмешательств, где, при необходимости, проводятся репозиция под общим или местным обезболиванием, гипсовая иммобилизация, операция первичной хирургической обработки ран, экстренная вакцинация и т.д. После всего комплекса обследования, диагностических и лечебных мероприятий врач дает заключение о необходимости госпитализации больного в профильное отделение. Далее он госпитализируется либо направляется на долечивание в травмпункт по месту жительства.

Решение проблем
Выстроенная в рамках нацпроекта схема «ДТП - диспетчер - реанимобиль - травмцентр» позволила сократить число погибших на автодорогах республики. Благодаря Президенту и Правительству Республики Татарстан, федеральным органам власти средства, и немалые, на это выделяются регулярно, поэтому деньги на проведение всех мероприятий программы есть. Но есть и нерешенные проблемы. В первую очередь - это нехватка кадров в районах и вытекающие из этого вопросы правового статуса врачей и фельдшеров. Кадровый вопрос разделяется на две составляющие: необходимость получения медработниками дополнительного образования и нехватка физических лиц.
Проблема дополнительной специализации медперсонала в настоящее время решается. Только в первом полугодии этого года уже около двух десятков врачей из Татарстана прошли обучение в Санкт-Петербургском НИИ скорой помощи имени И.И. Джанелидзе. Также разработаны и внедрены программы переподготовки фельдшеров на базе медицинских колледжей.
Проблема нехватки врачей в районном звене вызывает необходимость расширения функций фельдшеров. Иметь дополнительные сертификаты врача скорой помощи также должен и врач анестезиолог-реаниматолог приемного отделения. Поэтому надо решать и вопросы лицензирования медучреждений, и вопросы дополнительной сертификации медперсонала.
Минздравсоцразвития РФ эту проблему знает, и сейчас готовится нормативный документ, расширяющий функции фельдшерских бригад и придающий необходимый правовой статус всем подразделениям, которые создаются в рамках программы. «Конечно, мы не можем существенно повлиять на улучшение обстановки на дорогах, - заметил Глеб Алексеев. - Раненые - это результат ДТП. А чтобы их не происходило, нужно принять комплекс мер немедицинского характера, повышающих, прежде всего, культуру поведения на дорогах».

Глеб Алексеев,
заместитель главного врача РКБ -
директор Казанского ТЦ

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.