background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

19 апреля 2024 г. | 09:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Профессор, воздухоплаватель и просто хороши врач

С лауреатом премии «Ак ччклр-2010», профессором кафедры общей хирургии КГМУ, руководителем Центра практических умений и клуба воздухоплавателей «Тулпар» Сергеем Булатовым мы встретились жарким июльским днем в его небольшом уютном кабинете, расположенном в цоколе главного здания КГМУ. По его словам, летний период - самое время, чтобы спланировать новые проекты, провести кое-какой ремонт в Центре, съездить в другие города, заняться воздухоплаванием. а с сентября начинаются учебные будни, работа.

День Сергея Александровича начинается с клиники, где он проводит занятия со студентами третьего курса по общей хирургии. Потом едет в Центр практических умений, читает лекции, занимается учебно-методической работой. Вечер - время досуга, играет в волейбол, который позволяет держать себя в хорошей физической форме. Домой, до кровати добирается ближе к 11 вечера.
О своей жизни Сергей Александрович рассказывает интересно и, что называется, со вкусом, заряжая собеседника положительными эмоциями. Разговор начинаем с, пожалуй, главного дела его жизни - Центра практических умений (ЦПУ).
- Инициатива создания такого центра была не моей, а руководства университета, - говорит он. - Это дань времени. Сегодня подобные структуры существуют практически во всех медицинских вузах. Восемь лет назад Алексей Станиславович Созинов, будучи проректором КГМУ, предложил мне разработать концепцию учебного центра, в котором студенты осваивали бы практические умения. Центр практических умений нашего университета стал первым в России. К его созданию подтолкнули новые условия работы и обучения, в которых оказались российские медики в связи с переходом страны на рыночные рельсы.
- Классика медицинского обучения звучит так: «Делай как я, повторяй за мной». Раньше так и было, - рассказывает Сергей Булатов. - Профессор проводил осмотр больных, студенты наблюдали за его действиями. Он пальпировал живот пациента - студенты делали то же самое. Так передавался практический опыт. Потом в Россию пришла страховая медицина. Теперь страховая компания платит клинике за каждого больного и за каждого спрашивает по полной программе. Пациент имеет право на самую высококвалифицированную помощь. Только специалист может проводить обследование и лечение, а студенты-медики оказались отрезаны от реальных больных. Для того чтобы специалист был допущен к лечению пациента, нужен сертификат, а чтобы его получить, нужна медицинская практика. Получается замкнутый круг.
Эта проблема не только российская. Перед нашими зарубежными коллегами она встала лет на 20 раньше. Для ее решения в медицинских школах появились специальные тренинговые центры, где на тренажерах, без участия реального пациента, можно отрабатывать методику самых разнообразных медицинских процедур. Опираясь на мировой опыт, мы и разработали универсальную программу с 1-го по 6 курс, по которой студенты оттачивают в Центре свои умения, превращая их в навыки. Начинают с самого простого - уколов. Натренировавшись на резиновых ягодицах, студент в реальной ситуации уже грубых ошибок не допустит. Имеется у нас и операционный блок, оснащенный современным эндоскопическим и лапароскопическим оборудованием, которое принято относить к высокотехнологичной медицине. Все ординаторы первого года обучения, прежде чем приступить к работе в клинике, обязаны сдать практический экзамен по владению навыками работы на этом оборудовании. Для обучения используется настоящий сигмаскоп или, например, гибкий колоноскоп - только вот кишечник полимерный, но достоверно повторяющий оригинал. Обучающийся учится «рукоделию», ориентируясь на картинку, которую он видит на экране монитора.
- В компьютерном классе, - продолжает экскурсию по ЦПУ Сергей Булатов, - студенты лечат виртуальных пациентов или участвуют в работе виртуальной клиники. Очень интересная программа, предусматривающая выработку у будущего специалиста алгоритма действий. Надо сказать, что у нас уже имеется опыт создания и собственных обучающих программ.
Но, пожалуй, самое интересное, когда студенты имеют дело с реальными больными - речь идет о методике, которая называется «стандартизованный пациент». Студент приходит в одноместную палату, в которой лежит «больной» - профессиональный актер. Он прекрасно подготовлен к своей роли, поэтому точно знает, как и когда надо жаловаться при ощупывании. В течение 25 минут студент должен обследовать пациента, поставить диаг-ноз и предложить свою тактику лечения. Все происходящее записывается на видеокамеру. За студентом по экрану монитора в отдельной комнате следят эксперты. Все его действия оцениваются по трем критериям: как осуществлялся сбор информации о болезни, насколько студент владеет методиками объективного обследования пациента, и насколько правильно выбран тон в общении с ним. По отзывам самих студентов, подобные ролевые игры очень помогают им в общении с пациентами уже в условиях клиники.
Способы профессиональной подготовки, используемые в Центре практических умений, запатентованы. Курс постоянно совершенствуется, охватывая уже не только студентов, но и дипломированных специалистов, желающих научиться работать на современном оборудовании, и школьников, которых здесь обучают навыкам оказания первой медицинской помощи.
- В этом году мы вышли на международный уровень, - делится успехами Сергей Александрович. - В мае пригласили инструкторов из NOVA Southeastern University (Майями, США) с которыми давно сотрудничаем, нашли настоящих американцев и англичан, которые выступали в роли больных и провели экзамен. Наши выпускники решали стандартные врачебные задачи на профессиональном английском языке. Из 30 человек экзамен сдали 27. Это очень хороший результат, который объективно свидетельствует об уровне подготовки в вузе и соответственно позволит нашим специалистам быть востребованными во всем мире.
Очень важный раздел работы нашего ЦПУ - методический. Сегодня во многих вузах идет создание подобных центров, и опыт Казани оказался очень востребованным. В мае мы провели трехдневный семинар и научно-практическую конференцию, в которой участвовали девять вузов России. Наработанный опыт не должен замыкаться в рамках одного университета - им необходимо делиться с коллегами.
В конце 80-х годов Сергей Булатов возглавил мобилизационный авиационный госпиталь на базе вертолета МИ-17 Центра медицины катастроф МЗ РТ, совершив более 50 полетов по экстренным вызовам. Они были разными, но один особенно запомнился.
«Осень 1996 года. В 2 часа ночи экстренный вызов из Новошешминской ЦРБ - погибает молодой парень с ножевым ранением в шею, - рассказывает Сергей Булатов. - Спасти его можно было, только срочно доставив в дежурную оториноларингологическую клинику РКБ. Санитарная авиация ночью не летает, а переправа уже не работает.
Взлетели в ночь. У больницы не было радиомаяков, поэтому ориентировались только по огням на земле. В полете связались с больницей и попросили выложить на ближайшем поле четырехугольник из автомобильных баллонов, а при подлете вертолета поджечь их. «Партизанские» огни засекли с расстояния около 20 километров от населенного пункта. Посадка, хоть и в полной темноте, была выполнена безукоризненно. Носилки с больным выгрузили из больничного УАЗа и на руках перенесли в салон вертолета. Взлетели. Новая проблема: у пациента начался отек гортани, он синел и стал задыхаться. Спасти его могла только экстренная трахеостомия, что мы и начали делать, несмотря на сильнейшую вибрацию двигателя, от которой скальпель на столике тут же начинал подпрыгивать. Развернув операционную, за 10 минут под местной анестезией сделали в полете трахеостомию. А когда приземлились в аэропорту Казани, больной уже свободно дышал через трахеостомическую трубку. Через час уже в клинике ему была сделана еще одна операция, которая спасла ему жизнь, а еще через три недели его выписали из больницы домой».
Планов у Сергея Александровича - громадье, что для такого энергичного и на редкость оптимистичного человека вполне нормально. Но откуда взялось это увлечение - воздухоплавание? Довольно необычное занятие для медика в четвертом поколении.
- Сколько себя помню, мечтал стать летчиком, - вспоминает Сергей Булатов. - Но в 9 классе меня «зарубила» военкоматовская комиссия - не подошел по росту. Компромиссы, вроде того, чтобы учиться на авиационного инженера, меня не устраивали, и я пошел по семейной стезе - стал учиться на хирурга. На выходе из медицинского университета (с красным дипломом) я вдруг подумал: «А ведь есть еще ДОСААФ»! Сначала учился летать на планере, за год выполнил норматив кандидата мастера спорта, потом пересел на самолет. В общей сложности «любительской» авиации отдал 13 лет. Кандидатскую диссертацию писал на аэродроме. Но со временем остепенился, появились семья, дети, и проводить все свое свободное время на аэродроме уже не мог. И тут подвернулся воздушный шар!
Вполне можно сказать, что моя встреча с ним была случайной. Во время полетов на планере вышел из строя блок питания радиостанции, и я пошел на склад за новым. А там лампочка перегорела, так что пришлось передвигаться на ощупь. Спотк-нулся обо что-то мягкое, упал. Как оказалось, это был аэростат, оставленный на время московскими воздухоплавателями. Пройти мимо не смог, уж очень заманчиво было подняться на нем в небо! Посоветовался с приятелями: «А не попробовать ли и нам полетать!» Попробовали - первая посадка оказалась далеко не мягкой, два дня пролежал, считая синяки. Пошли другим путем - пригласили инструктора из Москвы, арендовали старенький аэростат, который, кстати, и по сей день целехонек. Вот так, через 70 лет, в Казани, считаю, началась вторая волна увлечения воздухоплаванием.
Чтобы поднять в небо воздушный шар, нужна команда. Ее набрали из студентов. В результате пять лет назад в университете появился клуб воздухоплавания «Тулпар». Сегодня его поддерживают Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, КГМУ и Федерация воздухоплавания. Этот дорогой вид спорта стал доступным для всех студентов. Казалось бы, какая польза будущему медику от воздухоплавания?
- Польза не польза, а схожего много, - говорит Сергей Булатов. - Полет на аэростате - это ответственная, кропотливая работа. Воздухоплаватель, как и медик, должен быть точным в мелочах, внимательным, уметь делать точные прогнозы. Все правила в авиации написаны кровью, здесь нет права на ошибку. И если врач рискует жизнью пациента, то воздухоплаватель рискует уже и своей жизнью, и жизнью товарищей. Воздухоплавание - это еще и активный, совместно с другими отдых. Важно уметь работать в команде, поставить себя в коллективе, доказать свою точку зрения.
Когда Казань, объявленная третьей столицей России, стала претендовать на звание спортивной столицы, мы подумали: «А не совершить ли нам на аэростате тур-вояж по странам мира, рассказать о нашем городе, университете, Универсиаде? Этот план был одобрен на встрече с Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. Сейчас мы занимаемся детальной проработкой предстоящего путешествия.
Богатый жизненный опыт Сергея Булатова не просто уместить в рамках одной статьи. Можно сказать одно: давняя мечта о небе и семейное дело - врачевание - гармонично дополняют друг друга на его жизненном пути.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.