На вооружение - опыт лучших мировых клиник
Закончился второй этап реконструкции БСМП г. Набережные Челны, начавшейся в 2008 году с целью создания на ее базе третьего в республике межрегионального центра высоких медицинских технологий. В результате масштабных преобразований больницу сегодня не узнать, она изменилась внешне и внутренне, оснащена новейшим медицинским оборудованием - компьютерными и ядерно-магнитно-резонансными томографами, моноплановым и биплановым ангиографами, рентгеновскими и ультразвуковыми аппаратами, автоматическими лабораторными анализаторами и многим другим.
В техническом и организационном плане сделано все, чтобы жители 11 районов Татарстана могли получать здесь высокотехнологичную медицинскую помощь. Но какая бы совершенная техника не оказалась в руках врачей, без их профессионализма, высокого качества оказания медицинских услуг трудно достичь поставленной цели. Поэтому за изучением передового опыта наши сотрудники ездили на стажировку в Германию - в Университетскую клинику г. Йены.
Стажировка была организована на высочайшем уровне. Лекции и семинары, расписанные по минутам, экскурсии, работа в операционных, профильных отделениях - вся программа нашего пребывания проходила в очень теплой обстановке. Огромная заслуга в организации такой стажировки принадлежит руководителю отдела маркетинга здоровья при Университетской клинике Йены господину Гаудеру, чемпиону Олимпийских игр в г. Москве в 1980 году по спортивной ходьбе. Это человек с удивительной судьбой, в течение 5 лет он жил и работал с искусственным сердцем, затем ему было пересажено донорское сердце.
Университетская клиника была основана в 1540 году в старинном монастыре города Йены, где монахи занимались врачеванием, готовили свои эликсиры и настои из лечебных трав. Сегодня Университетская клиника Йены - одна из современных европейских клиник, где неотложная и плановая медицинская помощь оказывается на самом высоком уровне, где воедино сплелись лечебно-диагностическая, научно-исследовательская и образовательная деятельность.
В клинике - 1375 коек, 60 отделений, объединенных в 26 клиник, 13 институтов, на базе которых обучаются 1900 студентов. Здесь работают 4300 сотрудников, из них 900 - врачей, 1300 - среднего медицинского персонала, и дополнительно 10 000 человек обслуживают клинику в качестве вспомогательных служб. Таким образом, клиника является одним из самых крупных работодателей города Йены.
Если сравнивать Университетскую клинику с Набережночелнинской больницей скорой медицинской помощи, то разница в ресурсном обеспечении видна сразу. В БСМП развернуто 595 коек, 25 отделений по 15 профилям. У нас работают всего 1050 сотрудников, из них - 215 врачей и 475 средних медицинских работников, на чьи плечи ложатся и те обязанности, которые совсем не требуют медицинского образования. Таким образом, пациент Университетский клиники получает значительно больше внимания со стороны медперсонала, чем в БСМП. Естественно, Университетская клиника Йены оснащена по последнему слову техники, здесь проводятся самые сложные диагностические и высокотехнологичные оперативные вмешательства как жителям города Йены, так и приезжающим из других стран мира.
Но нас удивило не только это. Впервые оказавшись в клинике, мы не сразу поняли, что находимся в больнице. Красивое многоэтажное здание, построенное из стекла, с интересными дизайнерскими решениями, множеством книжных, цветочных магазинчиков, киосков, кафе, мало напоминающее наши больницы. Отсутствие видимой охраны, круглосуточно открытые двери для посетителей, отсутствие требований к смене обуви и верхней одежды просто привели нас в замешательство. А посещение роддома с родильными залами без смены одежды произвело на нас неизгладимое впечатление. Но при этом на каждом шагу установлены автоматические дезинфекторы для рук. У справочно-информационной службы в течение дня дежурят сотрудники службы сопровождения - «лоцманы», готовые проводить любого посетителя до места. Эта служба крайне необходима и для наших клиник, больниц, которые с каждым годом становятся все больше, и посетителям в них все труднее ориентироваться.
Университетская клиника Йены - единственная в городе, где сконцентрированы все сложное диагностическое оборудование и стационарная помощь. Профильные отделения, начиная с роддома, микропедиатрии до отделения геронтологии, имеют в своем составе необходимых специалистов. В российских городах много больниц и клиник, но пациенты часто кочуют из больницы в больницу в поисках диагностического исследования, специалиста или профильной койки. И при этом немецкие клиники, в отличие от наших, работают по принципу: «Пациента на себя, а не от себя!»
В Университетской клинике отделения объединены в малые клиники: например, в составе клиники болезней грудной клетки - 2 отделения кардиологии, отделение пульмонологии, функциональной диагностики, амбулаторной кардиологии и рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения. Врачи этих отделений постоянно перемещаются и в совершенстве владеют всеми методами диагностики и лечения внутри малой клиники. Очень хорошо здесь развито наставничество - «дерево карьеры». У врачей существуют такие понятия, как «младший врач», «старший врач», «ассистент врача». В этих звеньях старшие врачи являются постоянными наставниками, советчиками и учителями младших врачей. Наши же молодые врачи после интернатуры продолжительностью в один год пускаются в «свободное плавание», где и у кого они обучаются мастерству врачевания, зависит от везения. Также отсутствуют материальные стимулы в зависимости от профессионального уровня.
Врачи и медицинские сестры Университетской клиники Йены очень рано начинают свой рабочий день: средний медицинский персонал - с 6.00 утра, в три смены по 8 часов. В 7 часов у врачей начинаются утренние планерки, где они подробно обсуждают каждого вновь поступившего или подготовленного к операции пациента с демонстрацией всех результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики, обсуждаются виды и детали оперативных вмешательств. Таким образом, утренние планерки - это своего рода маленькие консилиумы и в то же время - глубокий учебный процесс для молодых специалистов. Мы сейчас тоже работаем над внедрением такой формы врачебных планерок.
Возвратившись домой, мы начали внедрять опыт немецких коллег у себя в больнице, например, стали создавать секретариаты отделений для печатного оформления медицинской документации, выписных эпикризов и протоколов операций. Не секрет, сколько ценного рабочего времени врач тратит на «писанину»! И при этом некачественно, недостаточно информативно. В спешке оформляются истории болезней, выписные эпикризы! В Университетской клинике Йены вся медицинская документация ведется в электронном виде, с использованием лучших программ SAP/EPA/Copra. Достаточно ввести все назначения, консультации в электронную историю болезни и можно быть уверенным, что все будет сделано пациенту вовремя!
У нас ведется работа по внедрению электронной медицинской документации «Медиалог», и наши врачи тесно сотрудничают с программистами в создании и внедрении этих программ.
Рабочий день лечащего врача распределен поминутно, строго соблюдается время обходов, начала операций, для чего созданы контроллинг операционного блока, «маска операционного времени», чтобы при высокой оперативной активности врачи не задерживались на работе сверхурочно.
По аналогии с Университетской клиникой и в БСМП необходимо внедрить новые организационные формы ухода за пациентами. Ведь инновационные технологии сестринской деятельности, стандартизированная технология ухода способствуют повышению качества оказания медицинской помощи. В Университетской клинике средний медицинский персонал в одном лице выполняет все функции постовой, процедурной и перевязочной медсестры, они могут работать в любом профильном отделении. В настоящее время мы в БСМП начали работать над пилотными проектами «Универсальная медицинская сестра», «Универсальный резерв («пул») медсестер». Строгое распределение курируемого числа больных может привести к нехватке медсестер в смену в случае внезапного отсутствия кого-либо из персонала. На этот случай необходимо иметь резерв медсестер, готовых работать в любом профильном отделении, а также провести в каждом отделении уницификацию медицинского инструментария, расходников и лекарственных средств.
Работа санитарок в наших больницах, к сожалению, не престижна и не обеспечивает необходимого качества. Их функции могла бы взять на себя служба медицинского клининга, используя специальные моющие средства, инвентарь, уборочную технику. В Университетской клинике нет санитарок, а клининговая служба обеспечивает санитарно-эпидемиологический режим на самом высоком уровне.
Значительно облегчает работу среднего медицинского персонала наличие вспомогательных служб: внутренняя транспортная служба - для перевозки больных внутри клиники; служба доставки - физические лица, пневмопочта и удивительные роботы, самостоятельно передвигающиеся по клинике с контейнерами белья, продуктов, медикаментов; диетсестры, знакомящие пациентов с предписанной диетой и помогающие им выбрать меню. Многочисленные диспетчерские координируют работу отделений и инфраструктурных служб.
Огромный интерес и восхищение вызвало у нас наличие в Университетской клинике Йены социальной службы. Пациенты многих наших больниц нуждаются в услугах социальных работников и не получают их, что является общей проблемой для всех больниц в России. Между системой здравоохранения и системой социального обеспечения - глубокий разрыв.
Сотрудники социальной службы, работающие в Университетской клинике, занимаются переводами пациентов в реабилитационные центры, санатории, в психоневрологические, наркологические диспансеры, решают ряд юридических вопросов, необходимых для оформления пожилых одиноких людей в дома престарелых. Ко дню выписки они заказывают протезы, костыли, коляски, занимаются организацией ухода за пациентом на дому, вплоть до доставки горячей пищи, уходом за детьми во время госпитализации одиноких родителей. Теперь и мы совместно с Министерством здравоохранения и Министерством социальной защиты РТ работаем над внедрением такой службы в лечебных учреждениях нашей республики.
Вся деятельность администрации Университетской клиники Йены направлена на создание комфортных условий для работы сотрудников и лечения пациентов. Если сотрудники задерживаются на работе, специальные службы клиники забирают их детей из детского сада или школы, для них в клинике оборудованы специальные детские комнаты, работают няни. Деятельность администрации направлена, прежде всего, на анализ, устранение неблагоприятных ситуаций и причин без использования мер наказания по отношению к сотрудникам, имеющим сложности на работе.
Нам еще многому нужно учиться у наших немецких коллег, чтобы новейшие методы лечения, высокий профессионализм врачей, внимательное отношение медицинского персонала и первоклассный сервис удовлетворяли бы требования любого пациента.
После возвращения из Германии мы приступили к разработке нормативно-правовой базы, униформы для сотрудников, штатов вспомогательных служб. По графику в течение месяца началась стажировка врачей в реанимационном отделении. Для облегчения ориентации пациентов в больнице на полу первого этажа БСМП нанесена цветная маркировка, обеспечивающая логистику движения пациентов. Издан информационный журнал для пациентов БСМП, который называется «Дорогие пациенты! Добро пожаловать в нашу Больницу скорой медицинской помощи!», и многое другое.
Главный врач БСМП Ильдар Хайруллин часто повторяет, что дьявол кроется в мелочах, и качество лечения людей в больнице можно изменить в лучшую сторону, если продумать каждую деталь.
Резеда КАРИМОВА,
заместитель главного врача
по лечебной части ГАУЗ РТ БСМП