background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

20 ноября 2017 г. | 10:11

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

«Врача не учат – врача воспитывают»

Интервью ректора Казанского государственного медицинского университета, профессора, д.м.н. Алексея Созинова

Алексей СОЗИНОВ,
ректор Казанского государственного медицинского университета, профессор, д.м.н.

— Некогда единая система высшего образования за последние годы подверглась серьезной трансформации. Затронула ли она вверенный вам вуз?

— Что касается миссии медицинского университета, то вот уже два века она остается неизменной: учить, лечить и изучать, то есть заниматься образованием, наукой, участвовать в организации здравоохранения, реализации отраслевых задач. Выделять что-то одно в этом триумвирате было бы неправильным. На этом построена сама идея клинического образования — нельзя загрузить студента только учебными занятиями, научной работой, он должен участвовать в лечебном процессе. Важным является даже просто его присутствие в больнице, на ночных дежурствах, он должен пропитаться этой атмосферой. Наша республика пошла по пути создания флагманских ЛПУ, центров высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), где используется передовое оборудование, создан высокий уровень сервисных услуг. Студент- медик в таких условиях может стать фигурой, несколько усложняющей течение процессов, а потому нежелательной. И все же это - объективная необходимость.

Если говорить об образовательном процессе, ключевыми фигурами в нем являются ученик и учитель. Соответственно, главные направления развития — работа со студентами и создание условий для раскрытия потенциала преподавателей. Университет заинтересован в том, чтобы в вуз поступали наиболее подготовленные абитуриенты. Это касается не только знаний по биологии, химии, нам нужны люди, понимающие специфику и готовые работать в профессии. С этой точки зрения ЕГЭ дает слишком большие возможности абитуриентам: они стремятся попасть в престижный медицинский университет, но оказываются ли они при этом действительно на своем месте? Количество баллов ЕГЭ — не всегда единственно верный критерий отбора. Нас порой критикуют за то, что в университете учится много студентов — детей врачей. На мой взгляд, медицинские династии — это замечательное явление. Как говорил Альберт Швейцер, «личный пример не является лучшим способом воспитания, он является единственным способом». Дети, которые выросли в семье врачей, получают уникальный опыт погружения в профессию, они видят, как и сколько родители работают, как они переживают за своих пациентов. При этом у нас в вузе, конечно, нет никаких преференций детям медицинских работников.

 

 

— Какие специальности наиболее популярны?

— Несмотря на то, что социальный статус медицинского работника не столь высок, и учитывая непростую демографическую ситуацию (сегодня абитуриентами становятся те, кто родился в период «демографической ямы» 90-х), с каждым годом количество желающих поступить в наш университет растет.

Если судить по конкурсу, то наиболее востребованные специальности последних лет — «фармация» и «стоматология». Третью и четвертую позиции занимают «медицинская биохимия» и «педиатрия», затем идет «лечебное дело». В то же время это не означает, что оно непопулярно, просто нами была установлена очень высокая планка. Средний балл поступивших в прошлом году на лечебный факультет — 90, по химии — 99, 2/3 из них — стобалльники. Таким образом, мы стараемся обеспечить высокую квалификацию будущих врачей.

— Фармация и стоматология — наиболее коммерциализированные секторы здравоохранения.

— В наш прагматичный век абитуриенты и их родители думают не только о будущей профессии, но и о размере зарплаты. Де-факто многие наши выпускники начинают работать в негосударственном секторе, в стоматологических кабинетах и учреждениях. Но они работают в здравоохранении, оказывают медицинскую помощь! К тому же сегодняшний тренд развития государственной системы здравоохранения — повышение уровня сервисных услуг, создание конкуренции частному сектору. Если на каком-то этапе инвестор смог создать более привлекательные условия, нужно воспринимать это как данность. Возможность участия негосударственных медицинских организаций в оказании медицинской помощи в рамках госгарантий прописана законодательно, рано или поздно они займут серьезную долю на этом рынке.

— Здравоохранение во многом стало ориентироваться на передовой европейский опыт. Учитывается ли это в образовательной деятельности?

— У Татарстанской ассоциации студентов-медиков, созданной нашим вузом, — прямое членство во Всемирной ассоциации студентов-медиков. Это дает нам возможность получать квоту на прохождение научных и практических стажировок за границей. За последние три года каждый шестой-седьмой выпускник лечебного факультета получил опыт одного-, двухмесячного пребывания в зарубежной клинике. География достойная — Израиль, Германия Чехия, Испания, Италия, Великобритания, США и другие страны. Студенты оплачивают только дорогу. По итогам практики проводятся конференции, победители которых получают travel-грант — сумму на следующую поездку. Преподаватели также могут проходить зарубежные стажировки, как правило, в университетских клиниках. На сегодня их прошли 150 из 550 наших преподавателей.

 

 

В царской России существовало такое выражение «приуготовление к профессорскому званию», когда перспективного выпускника практически сразу после окончания вуза направляли на обучение в лучшие клиники страны и за рубеж. Мы стараемся идти по этому пути в меру возможностей.

Главный наш партнер — это медицинская школа Йельского университета (США), с которым мы сотрудничаем уже 20 лет. Причем это двухсторонний процесс: к нам тоже приезжают их резиденты (ординаторы), преподаватели, которые читают лекции, в том числе и для наших студентов-иностранцев. Глобализация — очень значимый вектор развития, важный не только для обучения, но и для воспитания. Не устаю повторять: врача не учат — его воспитывают.

— Какие наиболее интересные инновационные образовательные проекты реализуются в вашем вузе?

— В этом году у нас появилось три новых курса, которые читают приглашенные специалисты. Первый посвящен нейрофизиологии: здоровый и больной мозг, глубинные причины возникновения соответствующих заболеваний, в том числе механизмы воздействия наркотических веществ (для того чтобы бороться с этим явлением, нужно понимать его природу). Курс читает профессор Бурнашев, приехавший к нам из Франции, он является признанным экспертом в этой области. Вторая образовательная программа посвящена альгологии. Боль — естественная реакция организма на повреждение или угрозу, в то же время именно она часто становится доминирующим симптомом, который превращает жизнь больного в ад, например, при онкологических заболеваниях, неврологической патологии. Курс ведет наш бывший выпускник, профессор клеточной биологии Института Восточной Финляндии Рашид Гиниатуллин. Третий курс посвящен персонализированной медицине, его читает профессор из Хабаровска Салават Сулейманов. Он раскрывает вопросы фармакогенетики. В настоящее время в терапии доминирует использование лекарственных средств, при этом нужно понимать, что у разных людей препараты могут вызывать различные реакции, в том числе негативные. Существует ряд факторов, которые обуславливают эффективность фармакотерапии, — пол больного, его группа крови и другие. При этом необязательно проводить дорогостоящие лабораторные исследования, чтобы сделать назначения более персонифицированными, важно знать и понимать массив и глубину этих предикторов.

Говоря об инновационных образовательных проектах, нельзя не сказать об информационных технологиях в медицине. Для нашего поколения классическим источником была книга, сегодня молодые люди предпочитают интернет. Если мы сейчас не включимся в эту работу, то через какое-то время опоздаем навсегда. Планируем большой массив знаний оцифровать и использовать как для аудиторной, так и для самостоятельной работы. Мы создали портал, который сейчас насыщается курсами, обучаем преподавателей IT-технологиям. КГМУ также участвует в пилотном проекте по непрерывному медицинскому образованию врачей.

 

 

— Один из главных вызовов времени — кадровый вопрос. — Проблема не в том, что наш университет готовит мало врачей, просто они не остаются в отрасли. В России ежегодно 8% медицинских работников уходит из медицины. По всей видимости, это в основном молодые специалисты в первые пять лет работы: они сталкиваются с решением жилищного вопроса, им нужно растить детей, содержать семью.

По росту зарплат государством уже сделаны принципиальные шаги. Относительно решения жилищного вопроса в республике также наметились положительные тенденции, в частности, озвученная Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым инициатива о выделении 100 миллионов рублей на первоначальные взносы при приобретении жилья приезжающим из других регионов медикам и такой же суммы для специалистов, в которых отмечен дефицит в ЛПУ республики.

Третий «кит» — создание условий для профессиональной самореализации врача. Конечно, модернизация сделала более привлекательными для молодых специалистов такие больницы как РКБ, ДРКБ, ГКБ №7 и другие центры ВМП. Следующий шаг — создание достойных условий в поликлиниках, оснащение диагностической техникой в соответствии с их уровнем и этапностью в оказании медицинской помощи.

— Как вы относитесь к механизму обязательного распределения выпускников, который действовал в советские времена? Возможно, имеет смысл к нему вернуться?

— Система распределения в том виде, в котором она была в Советском Союзе, уже не может и не должна быть реанимирована. На сегодня единственный подобный механизм, который может быть использован, — это целевой набор. В этом году мы начнем работать по новому Постановлению Правительства РФ, которое закрепляет обязательства обеих сторон как по трудоустройству, так и по отработке. Что важно, впервые прописаны финансовые санкции в случае неисполнения договора о целевом наборе, причем штрафы кратные.

— Подытоживая наш разговор, позвольте поздравить вас с 200-летием Казанского государственного медицинского университета! Что бы вы хотели сказать в связи с этой знаменательной датой нашим читателям?

— Двухвековой юбилей нашего университета — это праздник, который имеет адресатом большое количество людей. Уверен, что каждый выпускник нашего вуза хранит в своем сердце тепло по отношению к своей alma mater. Второй адресат — студенты и абитуриенты. Те, кто сегодня выбирают врачебное дело, должны понимать, что они не просто встают на путь профессионального роста, они находятся на дороге, по которой прошли десятки тысяч людей, с честью проживших свою жизнь, посвятив ее здоровью других. Кто-то из них стал автором научных открытий, выдающимся клиницистом или организатором здравоохранения, но я убежден, что главный подвиг врача — это его повседневная деятельность, когда, несмотря ни на что, изо дня в день он исполняет свой врачебный долг, делая все возможное, чтобы помочь больному.

Третий адресат — это наш коллектив, преподаватели, подавляющее большинство которых корнями связано с вузом, начиная со студенческих лет. Медицинский университет — это корпорация, которая функционирует не столько в формате производственного коллектива, сколько как трудовая семья. Многие вместе учились, проводили досуг, женились. Поэтому юбилей Казанского государственного медицинского университета мы воспринимаем как семейный праздник.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.