background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

25 сентября 2017 г. | 18:09

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Камиль Зыятдинов: «Сохраняя традиции, нужно создавать медицину будущего»

22 апреля 1920 года на заседании Казанского губернского исполнительного комитета было учреждено высшее лечебно-учебное заведение – Казанский клинический институт им. В.И. Ленина. Сегодня Казанская государственная медицинская академия, продолжая славные традиции, уверенно смотрит в будущее, внедряя передовые подходы в образовательной и научной деятельности. Об итогах этой плодотворной работы и планах на будущее – в интервью ректора академии, заслуженного врача РФ и РТ, профессора, д. м. н. Камиля Зыятдинова.

Камиль ЗЫЯТДИНОВ,
ректор Казанской государственной медицинской академии, заслуженный врач РФ и РТ, профессор, д. м. н.

– Камиль Шагарович, примите наши поздравления в связи с 95-летним юбилеем академии! Какие уроки можно извлечь из прошлого?

– История создания клинического института последипломного образования врачей неразрывно связана с именем его первого ректора Романа Альбертовича Лурии. Это были непростые времена – страна находилась в обстановке незаконченной Гражданской войны, экономической разрухи. Тем не менее инициативная группа врачей под руководством Р.А. Лурии смогла организовать первые кафедры, у учреждения появились свои клиники.

Институт периодически находился под угрозой закрытия, например, во время голода в Поволжье, Великой Отечественной войны. Несмотря ни на что, его удалось сохранить. Отрадно, что во все времена считалось, что если человек устроился в институт, то он уже состоялся как специалист.

Сегодня КГМА является одним из пяти центров последипломной подготовки врачей в России. Подготовка медицинских кадров проводится на 39 кафедрах. Преподавательский состав – более 500 человек, 85 % из них имеют учёную степень. Ежегодно у нас обучается более восьми тысяч врачей. Новые времена диктуют новые требования к образованию, особенно ощутимо это стало в последние годы.

 

 

– Как изменились ваши приоритеты?

– Нашей первостепенной задачей стало укрепление материально-технической базы, без которой невозможно организовать современный образовательный процесс. На балансе академии находятся шесть зданий, состояние многих из которых было просто удручающим. За эти годы были капитально отремонтированы два Дома врача; учебно-лабораторный корпус, где реконструкция и перепланировка помещений девятого этажа позволили разместить дополнительные лекционные залы; здание на ул. Бутлерова, 41. Кроме того, было перестроено пустующее здание Центральной научно-исследовательской лаборатории еще дореволюционной постройки. Оно было настолько ветхим, что при демонтаже деревянных перекрытий обрушилась часть фасадной стены. В этом году лаборатория начала работу в обновлённом здании, которое полностью соответствует всем современным требованиям. В ЦНИЛ ведётся разработка четырёх новых научных тем, две из них – в сотрудничестве с коллегами из США и Ирландии.

 

 

Не менее важной задачей стало внедрение информационных технологий и создание единого электронного образовательного пространства. Пять лет назад у многих наших сотрудников не было ни компьютеров, ни локальной сети, ни Интернета. Сегодня доступ к Сети обеспечен на всех клинических базах, в Домах врача, на кафедрах, в том числе удалённых от административного центра. Сотрудники и обучающиеся имеют возможность пользоваться электронной научной библиотекой и другими ресурсами.

Современные IT-решения позволили нам внедрить дистанционные формы обучения. Дефицит медицинских кадров – актуальная проблема отечественного здравоохранения. Представьте себе ситуацию, когда специалисту из глубинки нужно уехать на один или несколько месяцев на обучение. Далеко не всегда есть врач, который может его на это время заменить. А изучив материал на платформе дистанционного обучения и пройдя тестирование, он может в течение двух недель изучить теоретическую часть, не приезжая в Казань. К сожалению, ещё не все врачи хорошо владеют компьютером – их мы приглашаем в академию, где они проходят компьютерный «ликбез», обучаются работе в системе дистанционного обучения, где выложены статьи, обучающие фильмы, презентации, идёт общение на форуме с тьютером, коллегами. Впоследствии, при необходимости, врач всегда может вернуться к интересующей теме, освежить свои знания.

 

 

Логическим продолжением этой работы стало участие в пилотном проекте Минздрава РФ по непрерывному медицинскому образованию, который стартовал в 2013 году. В нём приняли участие 57 слушателей трёх кафедр. Проект успешно реализован, все рекомендации министерства были исполнены. Работа по обеспечению непрерывности образовательного процесса в академии продолжается.

– Дистанционно врач может получить только теоретические знания, а как же практические навыки?

– На сегодня КГМА имеет 69 клинических баз, причём это как ведущие государственные клиники, такие как РКБ, ДРКБ, ГКБ № 7 г. Казани, так и частные. Например, стоматологи проходят практику в Республиканской стоматологической поликлинике, а также в коммерческих медицинских центрах «Экслюзив дент», «Вильдан», стоматологической клинике «Зубная лечебница» и других. Конкуренция сподвигла частные клиники использовать самое современное оборудование, благодаря чему наши курсанты имеют возможность познакомиться с передовыми технологиями. В рамках договорных отношений 20 % специалистов этих частных центров мы обучаем бесплатно.

 

 

Взаимодействие с лечебными учреждениями, на которых располагаются наши базы, построено на взаимовыгодном сотрудничестве. На клиники ложатся расходы по содержанию кафедр, при этом профессорско-преподавательский состав академии оказывает консультативную и лечебную помощь больным, участвует в экспертных решениях, в экспертизах историй болезни и т.д.

При этом собственных площадей в ЛПУ у нас нет, в 1992 году все имеющиеся клиники академии были переданы на баланс республики. С организационной точки зрения – для КГМА это большой пробел, который мы решили начать восполнять с амбулаторно-поликлинического звена. В 2011 году на первом этаже Дома врача открылась поликлиника академии. Она обслуживает сотрудников и обучающихся. Здесь они проходят бесплатный медосмотр, диспансеризацию, могут получить амбулаторную помощь, работает дневной стационар. Поликлиника является также и клинической базой, здесь организован образовательный процесс.

– И все же академия – это, прежде всего, наука...

– В КГМА проводятся научные исследования по 14 перспективным направлениям, функционируют два диссертационных совета. Большое внимание уделяется международному сотрудничеству. В числе наших партнеров – 39 зарубежных медицинских ассоциаций, центров, университетов США, Швеции, Израиля и др. Регулярно проводятся видеоконференции, телемосты с зарубежными коллегами. Относительно недавно было подписано соглашение о сотрудничестве с Институтом традиционной медицины Китайской академии медицинских наук, совместно с этим учреждением в КГМА регулярно проводятся научно-практические конференции, мастер-классы.

 

 

– Какие задачи вы считаете наиболее актуальными на ближайшую перспективу?

– Безусловно, главным для нас было и остаётся государственное задание по образованию, и мы его выполняем на 100 %. Вместе с тем, в связи с широким внедрением в практику дистанционных технологий, количество слушателей, желающих обучаться в академии, постоянно увеличивается. Они проходят образовательные курсы на внебюджетной основе. Востребованность данного направления говорит об успешности академии в целом.

В этом году мы празднуем 70-летие великой Победы. Музей академии принимает участие в проекте «Создание интернет-музея Республики Татарстан, посвящённого Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В 2013 году в холле второго этажа был открыт мемориальный комплекс в память о подвиге наших ветеранов.

В планах на ближайшую перспективу – создание симуляционного центра, проект которого был одобрен в 2014 году Российским обществом симуляционного обучения в медицине. В настоящее время подобная техника уже имеется на некоторых кафедрах, также был приобретён реанимобиль класса «С» для обучения врачей первичного звена.

Большое внимание будет уделяться развитию международного сотрудничества. Этому, в частности, может способствовать получение международного сертификата качества, сегодня мы начинаем к этому готовиться.

Коллективом Казанской государственной медицинской академии проделана огромная работа в сфере подготовки и повышения квалификации медицинских кадров. Наше учреждение, бережно сохраняя славные традиции, сегодня полностью соответствует всем требованиям времени, мы с уверенностью смотрим в завтрашний день, готовы вносить свою лепту в создание медицины будущего.*

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.