ВОЗ включила «игровое расстройство» в Международную классификацию болезней (МКБ-11).
Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что в последние десятилетия на Земле появился новый подвид Человека Разумного - Человек Компьютерный. Вы можете легко узнать его по характерному типу телосложения, который в народе метко именуется «теловычитанием», и несколько отрешённому, сосредоточенному на чём-то своём, взгляду. Скорее всего, уши его через гарнитуру связаны с неразлучным гаджетом, притаившимся в кармане куртки. Чаще всего Человек Компьютерный одевается не по погоде легко и потому напоминает существо, попавшее в открытый космос. Он мало озабочен своими биологическими потребностями, что порождает сомнения в возможности выживания этого вида разумных существ.
Впрочем, новые информационные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что перефразируя классиков, можно сказать «гаджет – не роскошь, а средство коммуникации». Теперь уже трудно представить себе такси без навигатора и общественные пространства без открытого wi-fi. Мобильная связь и мобильный интернет уравняли в правах город, село и обширные территории между ними. А покинув офис, человек все равно остается на работе, даже в ванной оказываясь доступным для коллег и связанного с ними стресса. Появился и новый термин «гаджетозависимость», который чаще всего применяют к подросткам и молодежи.
В этом возрасте особенно легко формируется привычка к разрешению своих психоэмоциональных проблем с помощью отвлекающих от них занятий, будь то компьютерные игры или Интернет. Между тем, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями: стремлением к эмансипации, группированию со сверстниками, увлечениями (хобби), формирующимся сексуальным влечением. То есть то, что окружающие принимают за объект зависимости (компьютер, мобильный телефон), на самом деле является предметом зависимости, средством реализации других форм зависимого поведения.
Так, например, интернет-гемблеры пользуются разнообразными Интернет-играми, тотализаторами, аукционами, лотереями. Интернет-трудоголики реализуют свой работоголизм посредством сети. Интернет-покупатели – потворствуют стремлению тратить деньги посредством бесконечных покупок онлайн. Те, кто страдает интернет-зависимостью от отношений, часами общаются в чатах, бесконечно проверяют электронную почту.
Пища Человека Компьютерного, наспех употреблённая перед экраном монитора, вся идёт на поддержание работы мозга, а потому вызывает вялые эмоции. Не встречая в виртуальной реальности никакой конкуренции в вопросах выживания и не склонный к телесным удовольствиям, организм не стремится наращивать мышечную массу, что делает его весьма уязвимым в соприкосновении с физически-развитыми особями Человека Разумного.
Диагностика зависимости от персонального компьютера, Интернета и мобильных устройств при клиническом осмотре ребенка или подростка для психиатра не вызывает больших трудностей. Быстро обнаруживается непреодолимый характер влечения к устройствам, обеспечивающим доступ в сеть. Процесс сетевой активности сопровождается на ранних стадиях эйфорией, моторным возбуждением, ажитацией, а в дальнейшем – появлением моторных автоматизмов, элементов дереализации (окружающий мир воспринимается как нереальный или отдалённый, лишённый своих красок) и деперсонализации (собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими), ощущений изменения формы и длины рук, изменением чувства течения времени.
По мере формирования зависимости неуклонно увеличивается время, проведенное в сети, что требует значительных психических и физических усилий. Отмечаются выраженное переутомление, формирование астено-невротических реакций. Несмотря на констатируемые лицами из ближайшего окружения очевидные негативные последствия, критическое отношение у зависимых лиц к своему состоянию отсутствует.
Абстинентный синдром (в просторечии «ломка») наблюдается почти у половины детей, обнаруживающих гаджетозависимость - как правило, после того, как родители силой или обманом лишают ребенка возможности находиться в сети, отнимают мобильное устройство или отключают (блокируют паролем) персональный компьютер. При формирующихся расстройствах личности и при невротических расстройствах у детей и подростков в клинической картине абстинентного состояния преобладают психопатоподобные и острые аффективные реакции.
Вместе с тем, Человек Компьютерный развил в себе уникальные особенности. Его гибкие, тонкие пальцы, напрямую соединяющие клавиатуру с мозгом, имеют феноменальную чувствительность и - предположительно – обладают собственным разумом. Интеллект – вот что является неоценимым вкладом этого вида существ в эволюцию. Он надёжно встроен в виртуальную ость и с огромной скоростью развивается по неизвестно кем разработанному плану, стремительно удаляясь от биологической основы своего вида.
Терапия зависимости от Интернета и средств доступа к нему является комбинированной - как правило, в форме сочетания медикаментозной терапии с психокоррекцией и психотерапией. Из методов психотерапии наиболее эффективна когнитивно-поведенческая терапия в индивидуальной или групповой форме, а также работа с семейными группами в различных вариантах: традиционная семейная терапия, работа с семьей в составе группы поддержки, смешанные группы в составе членов семьи и эмоционально значимых лиц. Особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетентности – знанию и соблюдению культурных норм, традиций, приличий, свойственных менталитету данного общества.
Нужно учитывать, что факторами индивидуального риска у детей и подростков, требующими повышенного внимания специалистов-психиатров, являются сочетающиеся с интернет-зависимостью психические расстройства, которые охватывают, без преувеличения, практически весь спектр психопатологии (синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессии и фобические расстройства). Залогом успеха в сохранении психического здоровья является формирование навыков социального взаимодействия, внутрисемейных отношений, продуктивной работы с Интернетом.
Человек Компьютерный напоминает мне растение, надолго оставленное без солнечного света, но продолжающее расти в надежде найти его. Не берусь с уверенностью утверждать, что это тупиковая ветвь эволюции, но мне кажется, что в какой-то момент, пресытившись жизнью в виртуальных мирах, наши братья по разуму вернутся через какой-нибудь пространственно-временной портал, чтобы погреться в лучах родного солнышка да испить настоящей живой водицы.