background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

26 апреля 2024 г. | 08:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Биологический паспорт спортсмена

Этот документ помогает антидопинговым организациям уличить недобросовестного атлета в обмане, а для добросовестного спортсмена биологический паспорт является страховкой от необоснованных обвинений.

Марина ГУРЫЛЕВА,
профессор кафедры биомедицинской этики и медицинского права КГМУ, д.м.н.

Спорт и гонка биотехнологий
Победа в международных турнирах имеет огромное значение для престижа страны, а также приносит славу самому спортсмену и признание его успехов в денежном эквиваленте. Призовой фонд крупных спортивных мероприятий огромен. Например, на Уимблдоне (теннис) в 2013 году он составил 22,6 млн фунтов стерлингов, Чемпионате мира по легкой атлетике - 7,2 млн долларов, Лиге чемпионов УЕФА (футбол) - 900 млн евро. Все это влечет за собой острое соперничество, тренировки и выступления не просто на пределе возможностей, но уже и за их пределами. Вследствие этого любительский спорт практически исчерпал себя, спортсмен сегодня – это профессия – тяжелая и очень опасная. В нее идут те, кто настроен на победу любой ценой, жестоко эксплуатирует свой организм, демонстрирует поведение, далекое от сберегающего здоровье. При таких установках профессионал готов применять любые средства повышения работоспособности, которыми располагает современная медицина: от гормонов (анаболических стероидов, гормонов роста) и прогормонов, кровяного допинга (современный вариант эритропоэтина) до генных и нанотехнологий.

Использование допинга — отнюдь не «достижение» современности. Стимуляторы в виде грибов, орехов, половых органов животных и т. п. атлеты применяли еще до н. э., а вот борьба с допингом начала вестись только в прошлом веке, когда была показана четкая взаимосвязь между приемом допинга и смертью спортсменов на финише. Допинг в спорте был запрещен, создан список лекарственных средств и методов, отнесенных к допинговым, который ежегодно пополняется.

 

 

В течение нескольких десятилетий стратегия антидопинговых мероприятий строилась на попытках обнаружить запрещенные вещества в биологических жидкостях спортсмена. Это привело к своеобразному состязанию: фармацевтические компании разрабатывали новые средства стимуляции работоспособности спортсменов, а химики-аналитики антидопинговых организаций – методы их обнаружения. В конце 1990-х годов появился эритропоэтин (ЭПО), полученный с помощью рекомбинантных генетических технологий, доказать факт его введения извне было крайне затруднительно. Вследствие этого ряд спортивных федераций (в том числе Международная федерация лыжного спорта и Международный союз велосипедистов) установили ограничения по маркерам эритроцитопоэза: в случае превышения определенного количества эритроцитов в крови спортсмена отстраняли от соревнований. Пострадали известные спортсмены, чьи индивидуальные нормы показателей крови не укладывались в среднестатистические.

 

Новая стратегия
1 декабря 2009 года ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) утвердило руководство по созданию биологического паспорта спортсмена (БСП). Это ознаменовало новый этап в борьбе с допингом — мониторинг биологических параметров в течение всей спортивной карьеры. Идея биопаспортов возникла давно, но официально о них стали говорить в 2002 году. На сегодня существуют очень простые и понятные способы их составления. Они надежны, уже есть случаи, когда человека дисквалифицировали только на основании изменений в его организме (немецкая конькобежка Клаудия Пехштайн, пятикратная олимпийская чемпионка, итальянский велогонщик Данило ди Лука и др.).

Биопаспорт — это систематизированный отчет, составленный из 15-25 (в будущем будет больше) анализов, которые берутся у спортсмена на протяжении не менее двух лет и постоянно пополняются новыми пробами. На основе этих проб строится график анализов отдельного человека и ведется наблюдение, как меняются эти показатели в течение всей его спортивной карьеры. После формирования БПС появляется возможность сравнивать величины маркеров не со средними по популяции, а с показателями самого спортсмена, который выступает в роли эталона для самого себя. Если человек в последнее время имеет показатели, значительно отличающиеся от тех, что фиксировались у него обычно, есть основания для подозрений в возможном применении допинга или наличии каких-либо заболеваний, что будет выявлено в результате углубленного медицинского обследования.

В концепции биологического паспорта спортсмена важным моментом является тот факт, что БПС – не только и не столько дискриминационная мера для профессионала, но и возможность отстаивать свои права. Наличие стабильно высоких показателей будет подтверждать, что спортсмен находится в своем естественном физиологическом состоянии и обвинить его в обмане будет нельзя. Обмануть биопаспорт, по заверениям экспертов, крайне сложно, провести какие-то манипуляции в собственном организме, чтобы привести в норму свои параметры по мановению волшебной палочки не представляется возможным. Именно поэтому БСП многими экспертами рассматриваются как будущее антидопингового контроля.

 

 

 

Составляющие БПС
В результате многочисленных клинических исследований были установлены границы, в пределах которых возможно физиологическое изменение показателей красного кровяного ростка и гормонального статуса атлета. При этом учитывалось влияние постоянно действующих факторов (пол человека, возраст, расовая принадлежность, место жительства) и переменных (интенсивность тренировочного процесса, высота нахождения спортсмена над уровнем моря, наличие заболеваний, применение разрешенных фармацевтических средств). В дальнейшем изучались влияния различных допинговых препаратов на эти параметры и выявлялись соответствующие закономерности. В результате были выбраны показатели, которые наиболее точно и четко реагируют на введение допинговых средств. Они и были включены в биопаспорт.

БПС состоит из нескольких модулей, находящихся на разных стадиях внедрения. Наиболее разработанным на сегодняшний день модулем является гематологический. В него заносятся показатели эритропоэза, что позволяет обнаружить любую форму внешнего воздействия, смысл которого в искусственном улучшении насыщаемости мышц кислородом. Это может быть ЭПО: например, дарбопоэтин, известный по Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, или новомодный CERA, который разгромил последний «Тур де Франс», когда в один момент «попались» все лидеры гонки. Это может быть любая форма переливания крови или другие манипуляции с составом крови.

Стероидный модуль состоит из данных мониторинга стероидных профилей для выявления случаев искусственного повышения уровня тестостерона или его прогормонов, а также применения препаратов, которые действуют как антагонисты рецепторов эстрогена и ингибиторы ароматазы.

Эндокринологический модуль содержит информацию о количестве гормонов роста в крови. Последние два модуля еще находятся в стадии разработки, и ВАДА собирает образцы от спортсменов и закладывает их на хранение. Разрабатываются надежные критерии и методы оценки, эти образцы будут проанализированы и станут полноценной базой для мониторинга.

Нужно подчеркнуть, что БПС – это не застывший документ. Он будет изменяться и дополняться в зависимости от достижений научной мысли. Появилась информация, что БПС в скором времени могут быть дополнены «генетическими профилями экспрессии» - информацией о работе генов, которая также подвергается изменениям при воздействии допинга. Ведутся исследования в области протеомики, метаболомики и других отраслях науки.

 

В Сочи - с биологическим паспортом
Внедрение биологического паспорта спортсмена уже повлекло за собой практические результаты. В 2012 году в прессе появились сообщения о случаях отстранения спортсменов от соревнований не потому, что у них в крови нашли запрещенные вещества, а по показаниям БПС, которые не смогли трактовать в пользу спортсмена. Антидопинговые организации (ВАДА – всемирное антидопинговое агентство и РУСАДА – Российское антидопинговое агентство) придерживаются концепции презумпции виновности спортсмена: спортсмен отвечает за все, что попадает в его организм, при подозрении в использовании запрещенных веществ он должен доказать свою невиновность.

Глава Российского антидопингового агентства Рамил Хабриев объявил, что в Лондон практически все российские спортсмены поехали с БПС, в Сочи каждый спортсмен без исключения будет иметь полноценный биологический паспорт как гарант его защищенности от возможных подозрений и необъективных оценок.

После внедрения БСП появляется возможность сравнивать показатели, в него входящие, не со средними для популяции, а с показателями самого спортсмена в разные периоды тренировочного процесса. То есть спортсмен выступает в роли эталона для самого себя, что делает мониторинг здоровья атлета «прозрачным» и предсказуемым, использование допинга легко фиксируемым, а значит, маловероятным.

Стероидный модуль состоит из данных мониторинга стероидных профилей для выявления случаев искусственного повышения уровня тестостерона или его прогормонов, а также применения препаратов, которые действуют как антагонисты рецепторов эстрогена и ингибиторы ароматазы.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.