background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

04 апреля 2020 г. | 04:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Лучевая диагностика: актуальные тренды

Интервью главного специалиста Минздрава РФ по лучевой и инструментальной диагностике, заведующего кафедрой лучевой диагностики, лучевой терапии и медицинской физики Российской медицинской академии последипломного образования, профессора, д.м.н. Игоря Тюрина журналу Healthy Nation.

Игорь Тюрин,
главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике МЗ РФ, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой рентгенологии и радиологии Российской медицинской академии последипломного образования

- Лучевые методы исследования — одно из передовых направлений в диагностике. Что нового появилось в этой области за последние несколько лет?

- Если обозначать основные тенденции в сфере медицинской визуализации или лучевой диагностики, как ее называют в нашей стране, то первое, что нужно отметить — это быстрое внедрение цифровых технологий везде, где это возможно. Изначально они являлись неотъемлемой частью компьютерной, магнитно-резонансной томографии (КТ и МРТ), в значительной степени присутствовали в ультразвуковой и радионуклидной диагностике, а сегодня проникли и в традиционную рентгенодиагностику. Полный ее перевод в цифровой вид — наша насущная задача. Это не только позволяет получать более качественные изображения по сравнению с аналоговыми технологиями, но и является залогом успешного развития телемедицины, дистанционного образования, информационных радиологических сетей.

В свою очередь это повышает доступность высококвалифицированной медицинской помощи. К сожалению, далеко не все наши ЛПУ укомплектованы специалистами, возможность дистанционного привлечения врачей из крупных городов позволяет в какой-то мере скомпенсировать дефицит кадров. Благодаря консультациям в он-лайн режиме, к интерпретации сложных клинических случаев можно привлечь экспертов крупных лечебных учреждений.

Следующий шаг — это создание специализированных радиологических сетей внутри ЛПУ, между учреждениями, регионами, формирование централизованных архивов диагностических изображений. Это очевидно, например, для фтизиатрической, онкологической службы, сети сосудистых центров, зон курации федеральных НИИ.

Говоря о развитии технологий, нужно отметить, что в последние годы производители предлагают нам принципиально новое оборудование. В рентгенодиагностике можно упомянуть телеуправляемые штативы, современные матричные детекторы вместо традиционных аналоговых, цифровые маммографические установки, с помощью которых можно проводить биопсию под контролем рентгена. Новое поколение ангиографических приборов позволяет получать изображение в любой проекции, плоскости и даже в 3D формате.

 

 

Наибольший прорыв отмечается в томографии — ультразвуковой, компьютерной, магнитно-резонансной. Новый тип приборов — томографы с многорядными детекторами (многосрезовые КТ), за один оборот рентгеновской трубки они могут получать сотни томограмм в высочайшем разрешении. Выявлять небольшие очаги поражения в головном мозге, костях, паренхиматозных органах позволяют аппараты МРТ, имеющие напряженность магнитного поля 1,5 и 3,0 Тл.

Интересный тренд в лучевой диагностике — появление гибридных технологий. В одном аппарате может быть КТ и однофотонная эмиссионная компьютерная томография или позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ); КТ и рентгенхирургический модуль для выполнения эндоваскулярных процедур под томографическим и рентгеноскопическим наблюдением. В ближайшее время в нашей стране будет внедряться оборудование, объединяющее в себе технологии ПЭТ и МРТ.

В рамках национальных проектов российские ЛПУ были оснащены большим количеством высокотехнологичного оборудования. Речь идет прежде всего о реализации программы борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями — в первичных и региональных сосудистых центрах были установлены ангиографические аппараты, многосрезовые компьютерные томографы. По программе снижения смертности от дорожного травматизма относительно небольшие районные ЛПУ стали оснащаться современными томографами. По сути, впервые эта техника стала доступна в центральных районных больницах многих наших городов. В рамках реализации Национальной онкологической программы в крупных региональных онкологических диспансерах устанавливается сложнейшее оборудование для лучевой терапии, причем в комплексе с наиболее современными средствами планирования и предлучевой подготовки. Конечно, это приводит к серьезным изменениям всего лечебного и диагностического процесса.

- Готовы ли наши врачи работать на такой технике? Каким образом решается вопрос повышения квалификации персонала?

- В нашей стране работает более 13 тысяч рентгенологов и 11 тысяч врачей ультразвуковой диагностики. В их распоряжении более 35 тыс. единиц медицинской техники для лучевой диагностики. При этом парк томографической техники за последние два года увеличился на 25%, значительно возросла доля цифровой рентгеновской техники и ультразвуковых приборов. Очевидно, что невозможно в течение столь короткого времени подготовить квалифицированного специалиста, способного работать на передовом высокотехнологичном оборудовании. Усугубляет ситуацию дефицит кадров — общая проблема нашего здравоохранения на протяжении последних лет. Мы можем получить специалистов для работы на новой технике путем переподготовки тех, кто сегодня занимается традиционной рентгенодиагностикой. С другой стороны — это могут быть молодые люди, заканчивающие ординатуру, они нацелены на все новое, но, к сожалению, полностью лишенные клинического опыта. Третья категория, к сожалению, самая проблемная — это врачи других специальностей, спешно подготовленные для работы в КТ и МРТ. Никто из них, конечно, не может тут же начать работать и эффективно использовать все возможности современной техники. Вот здесь то и необходимы современные возможности телемедицины, дистанционного консультирования, он-лайн обучения. Пока в большинстве регионов это развито очень слабо или вообще отсутствует.

- Какие есть выходы из этой ситуации?

- Во всех национальных проектах прописаны программы подготовки специалистов. Врачи-рентгенологи проходят курсы совершенствования в области КТ и МРТ, сосудистых заболеваний и дорожного травматизма. Этим занимаются и кафедры лучевой диагностики образовательных учреждений. Так, у нас на кафедре сейчас обучается около 40 человек из разных регионов Российской Федерации основам КТ и МРТ.

 

 

В тоже время наша система последипломного профессионального образования, к сожалению, не адаптирована к решению такого рода задач. Она ориентирована преимущественно на проведение циклов общего усовершенствования один раз в пять лет с целью получения (продления) сертификата специалиста или квалификационной категории. В нынешних условиях, когда парк оборудования обновляется буквально на глазах, когда технологии меняются практически ежегодно, такой подход безнадежно устарел. Один раз в несколько лет приехать в академию или университет, послушать лекции о том, что сейчас вообще происходит в лучевой диагностике, а в этом и есть смысл общего усовершенствования – не самый эффективный способ подготовки современного специалиста в области медицинской визуализации. Самый востребованный образовательный продукт сегодня – обучение новой технологии, навыкам самостоятельной работы, интервенционным процедурам. Общее усовершенствование – это вчерашний день. Отсюда – огромный интерес к относительно коротким курсам по КТ и МРТ, ультразвуковой диагностике, маммологии (маммографии). Но они не имеют отношения к существующей сегодня системе сертификации специалистов и попасть на них рядовому рентгенологу не так просто, а зачастую и просто не возможно.

Важнейшая задача, которую нужно решить в ближайшей перспективе — создание системы непрерывного образования европейского образца. Врачи должны иметь возможность получать новые знания не только в рамках традиционно установившихся сертификационных циклов, но и на кратковременных курсах тематического совершенствования, в форме дистанционного обучения с использованием возможностей телемедицины, участвуя в семинарах, мастер-классах, конференциях и конгрессах. Причем все это должно учитываться при получении сертификата или категории, приносить зачетные единицы (баллы, кредиты) для последующей аттестации.

Есть другая сторона этого вопроса: полноценную информацию о передовых разработках в лучевой диагностике должны получать не только специалисты в этой области, но и лечащие врачи. Мы видим большой интерес наших коллег к современным технологиям, это абсолютно необходимо для своевременного направления пациента на исследования, правильной интерпретации полученных данных и т. п. Лечащий врач должен ясно представлять себе области применения этих технологий, основные принципы получения изображений. Можно ли представить себетравматолога, который не умеет интерпретировать рентгеновский снимок сустава,или нейрохирурга, который не может разобраться в результатах каротидной ангиографии? Конечно, нет. Аналогичная подготовка должна быть и в области новых технологий визуализации. При этом решить эту проблему может только мульдисциплинарный подход к образованию.

Знакомство с современными технологиями должно начинаться со студенческой скамьи. В медицинских вузах всегда существовал самостоятельный курс лучевой диагностики и терапии, обычно студенты начинали изучать основы медицинской визуализации с 3 курса. Но с появлением новых образовательных стандартов курс был ликвидирован, а преподавание лучевой диагностики передано в ведение кафедр пропедевтики и общей хирургии. Вы можете представить себе рентгенолога, который обучает студентов, например, перкуссии или основам десмургии? Но при этом считается, что обратная ситуация возможна, когда речь идет о лучевой диагностике. В рамках курса лучевой диагностики студенты изучают физические основы взаимодействия излучения с веществом, основы радиационной безопасности, принципы получения и интерпретации медицинских изображений. При чем тут пропедевтика или общая хирургия? У новых студентов не будет базисных знаний, понимания основных принципов получения и применения диагностических изображений — этому их могут научить только специалисты в области лучевой диагностики.

- В одном из своих интервью вы отмечали, что значимой проблемой службы является отсутствие единых стандартов проведения исследований. Какова ситуация в настоящее время?

- В нашей стране никогда не было единых технических и технологических стандартов лучевой диагностики, в своей работе мы руководствовались методическими рекомендациями, монографиями, лекциями ведущих специалистов. Сегодня работа в этом направлении ведется, в частности, по КТ, МРТ, стандартизации технологий проведения лучевых исследований в онкологии, радиоизотопной диагностике.

Но надо понимать, что у нас существуют тысячи различных видов диагностических исследований. Систематизация, описание их технологической составляющей — все это требует огромных усилий, затрат времени и средств. Пока мы не можем охватить весь диапазон лучевой диагностики, речь скорее идет об энтузиазме отдельных представителей нашей специальности.

- Что нужно для того, чтобы стать хорошим специалистом в области лучевой диагностики?

- Сегодня мы видим, что все больше врачей получают возможность работать на новой современной технике, очевиден приток молодежи, ориентированной на новое и перспективное, и это дает определенный импульс к развитию специальности. Проводится все больше научно-практических конференций, конгрессов, специалисты выезжают на стажировки в другие города и за рубеж, пользуются богатейшими образовательными возможностями интернета.

Но все-таки мы должны понимать, что в основе профессионализма всегда лежит самообразование, непрерывная работа над собой, своими навыками и знаниями. И, конечно, неукоснительное следование нормам профессиональной этики, базовым принципам врачебной профессии. Думаю, что сегодня мы на правильном пути, и предстоящие реформы помогут нашим коллегам эффективно осваивать новые возможности медицинской визуализации.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.