background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

04 апреля 2020 г. | 05:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

В пилотном режиме

Перед городской клинической больницей №16 Казани была поставлена задача апробации системы «Электронного здравоохранения» в рамках пилотного проекта. Она позволяет вести карту пациента в электронном виде, обеспечивает возможность записи на прием к врачу через инфоматы и интернет, хранение и передачу результатов исследований в электронном виде, удаленный мониторинг пациентов

Владимир БЕЛЯКОВ,
главный врач ГАУЗ «Городская клиническая больница №16», Заслуженный врач РТ, к.м.н.

Фактически мы проводим автоматизацию всех рабочих процессов поликлиники, стационара, роддома, женской консультации. Причем, в отличие от локальной информационной системы, которая была у нас раньше, сейчас отрабатываются вопросы создания единой сети для всего региона, в том числе и в плане формирования счетов-реестров для страховых компаний, оформления больничных листов и многого другого.

Разумеется, участие в пилотном проекте приводит к дополнительной нагрузке на врачей и медицинский персонал больницы, ведь необходимо освоить работу в новой программе, ее интерфейс. Для этого проводится постоянное обучение — как специалистами компании «КИР» (IT-разработчика), так и на базе Центра высоких медицинских технологий. Также трудность представляет и то, что кроме истории болезни пациента в электронном виде необходимо еще продолжать вести и обычную бумажную, которую никто не отменял и которую по закону требуют различные контролирующие инстанции – Росздравнадзор, прокуратура, Следственный комитет и др. Кроме того, сама задача тестирования системы требует постоянного внимания и кропотливой работы по обнаружению различных недочетов и их исправлению.

В решении материально-технических проблем большую помощь нам оказали правительство республики и Минздрав России. Нам поставили 159 тонких клиентов, которые подключены к центральному серверу в IT-парке. Теперь все наши специалисты обеспечены автоматизированными рабочими местами. У облачной архитектуры сети имеется множество плюсов: надежность защиты персональных данных, сосредоточенных в одной базе, хорошая централизованная антивирусная защита, удобство и быстрота изменения параметров системы.

 

 

Недостатки – как и всегда - продолжение достоинств. Для подобной архитектуры сети необходимы быстрые каналы связи. Мы сейчас работаем на ADSL-соединении, которое имеет пропускную способность в среднем 4 Мб/с. Сейчас республика выделила средства, чтобы провести нам оптоволоконную линию. Это решит большинство наших проблем. Пока же, если центральный сервер недоступен, то не работает ни один тонкий клиент. Поэтому централизованную систему мы дублируем обычными компьютерами. При необходимости врач может работать через наш сервер, тогда медицинская система запускается через браузер.

Кроме технических проблем большое значение имеет человеческий фактор. Хотя к врачу можно записаться удаленно через сайт или инфомат, пожилые люди привыкли делать это не виртуально, а в регистратуре. Разумеется, придя в поликлинику, многие не желают брать талоны на завтра, а стремятся получить их на свободное время именно в этот же день, что может быть и через два-три часа, а это создает иллюзию очереди и вызывает недовольство. Мы уже ставили психологов и людей, которые помогали записаться через инфомат, но это не дало желаемых результатов. Полагаю, что подобное положение сохранится до тех пор, пока мы полностью не исключим возможность записи через регистратуру. Например, в Регистрационной палате нет никаких альтернатив – и все благополучно пользуются инфоматом, не создавая никаких очередей. Надо отметить, что в женской консультации, услугами которой пользуются в основном молодые представительницы прекрасного пола, этой проблемы нет — пациентки легко освоили новые возможности и с удовольствием ими пользуются.

В связи с последними нововведениями остро стоит кадровый вопрос по привлечению и содержанию штата IT-специалистов: системных администраторов, программистов. Техника имеет свойство выходить из строя, программы дают сбои, в систему проникают вирусы, нарушается связь в локальных сетях. Всем этим необходимо заниматься постоянно. Но уже на текущем этапе многие службы больницы в выигрыше от информатизации. Благодаря нашей внутренней программе была значительно облегчена работа бухгалтерии и экономистов, а скоро мы наладим полный учет всех ресурсов, вплоть до ГСМ. Стремительно меняется управление больницей. Мне как главврачу автоматически ежедневно формируется отчет, какие счета поступили, какие средства и на что направляются, какие конкурсы разыграны. В перспективе я смогу видеть нагрузку по каждому отдельному кабинету, кто из докторов пользуется популярностью, а к кому пациенты не идут («голосуя ногами»), отслеживать движение ресурсов, например, лекарственных препаратов.

Большинство специалистов уже оценили преимущества более высокого уровня управления больницей и лечебным процессом. Электронная история болезни дает доступ к данным всех проведенных ранее исследований. У докторов появился доступ к республиканскому архиву медицинских изображений, возможность телеконсультаций с ведущими специалистами республики и страны. Значительно сократилась рутинная работа за счет использования готовых шаблонов и автоматического заполнения полей, значительно облегчает взаимодействие со страховыми компаниями. В перспективе – внедрение мобильных диагностических комплексов, которые позволят участковым врачам проводить необходимые исследования пациентов при вызове на дом.

Самое же главное — от введения новой информационной системы выиграли наши пациенты. Не только в части записи к врачу, возможности выбрать удобное время для посещения поликлиники, но и, что еще важнее — в улучшении качества и расширении спектра собственно медицинских услуг.

С будущего года начнется внедрение системы «Электронное здравоохранение Республики Татарстан» в масштабах всего региона. Надеюсь, что проведенная на базе нашей больницы работа по оптимизации программы, а также приобретенный опыт проведения информатизации, сформированные стандарты облегчат этот шаг для учреждений республики.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.