background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

09 апреля 2020 г. | 16:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Адель Вафин: «Качество – это дорога, которая имеет начало, но не имеет конца»

Модернизация здравоохранения, внедрение новых медицинских технологий, передовых методов диагностики и лечения неизбежно приводят к необходимости в перестройке организационных процессов в ЛПУ Татарстана. Система менеджмента качества и управления рисками — требование сегодняшнего дня, и этот вопрос находится под пристальным вниманием руководства республики. О том, какие подходы реализуются в Татарстане в этом направлении, — в интервью министра здравоохранения РТ, заведующего кафедрой менеджмента в здравоохранении КГМУ Аделя Вафина.

 

– Адель Юнусович, какие основные принципы менеджмента качества сегодня реализуются в учреждениях здравоохранения Татарстана? На опыт каких стран, ведущих медицинских центров вы опирались?

– Внедрение лучших образцов системы управления качеством медицинской помощи в практику наших лечебных учреждений стало одним из приоритетных направлений для здравоохранения республики. Нами была проделана большая работа по изучению и адаптации к условиям Татарстана европейского и американского опыта, в частности, опыта Клиники Мэйо. Этот медицинский центр сегодня является настоящим эталоном в области организации менеджмента качества, причем она стала для сотрудников клиники неотъемлемой частью корпоративной культуры. Именно ориентация на пациента, базовый принцип «Нужды пациента превыше всего» сделали эту клинику знаменитой на весь мир.

Для нас этот подход чрезвычайно актуален и своевременен. Сегодня мы успешно модернизируем наши клиники, занимаемся обучением персонала, повышением квалификации врачей. При этом нам нужно учиться оценивать нашу работу с позиции пациента, смотреть на неё его глазами, понимать его чаяния и потребности. Он является ключевой фигурой, все, что мы делаем, делается ради его излечения, чтобы он был доволен и имел возможность вернуться к активной жизни.

– Какие инструменты существуют для воплощения этого принципа в жизнь?

– Сегодня мы продолжаем активную работу по внедрению в наши ведущие лечебные учреждениях систем менеджмента качества и современных управленческих технологий, которые направлены на повышение удовлетворённости пациента качеством медицинской помощи. Есть достоверная корреляция между наличием сертификата качества и тем, как в клинике поставлены процессы оказания медицинской помощи, насколько она безопасна, клиенториентирована. Сертификат качества получить непросто, он выдаётся по итогам аудита — настоящего экзамена, который проходит команда управленцев больницы. Наглядный пример этой корреляции — Межрегиональный клинико-диагностический центр, который в 2014-м стал обладателем «Европейского Гран-при за качество». За год к ним поступает около 1700 благодарностей и 13 отрицательных отзывов, при этом обоснованных жалоб – только две.

Конечно, внедрение системы менеджмента качества – это трудоёмкий процесс, врачам приходится привыкать вести документацию, фиксировать буквально каждый свой шаг. Для того чтобы это стало повседневной практикой учреждения, необходимо проводить изменения на уровне философии ЛПУ. Эти подходы должны поддерживаться руководителем, более того, он должен стать лидером по внедрению системы качества, вести за собой коллектив, поощряя позитивные изменения, мотивируя персонал.

 

 

Есть позитивный опыт и из других отраслей, который сегодня может и должен внедряться в ЛПУ республики. Например, «бережливое производство», принципы которого закладывались в Японии. У нас в Татарстане они реализованы, в частности, на КАМАЗе, где проводится постоянная работа по решению производственных проблем, устранению недостатков с участием всего коллектива предприятия. Клиника — это тоже своего рода производство, и наш конечный продукт, в создании которого принимает участие каждый сотрудник ЛПУ, — здоровье пациентов, повышение их качества жизни. Нельзя рассчитывать только на то, что в больницу придёт человек из минздрава и скажет, как надо выстраивать эту работу. Инициатива должна исходить от руководства ЛПУ, руководителей подразделений и всего коллектива. Улучшать свою работу может только тот, кто её делает. И самая большая потеря организации — это нереализованный потенциал её сотрудников.

– Какие клиники Татарстана сегодня являются лидерами в сфере внедрения менеджмента качества?

– За 2014 год мы добились определённых успехов в этом направлении. Так, число учреждений, где внедряются современные управленческие принципы, увеличилось до 27, и это не только республиканские клиники, но и городские больницы. Сегодня международный сертификат соответствия системы менеджмента качества ИСО 9001 имеют Республиканская клиническая больница, Детская клиническая республиканская больница, Больница скорой медицинской помощи г. Набережные Челны, Республиканская клиническая больница № 2, Межрегиональный клинико-диагностический центр, Медсанчасть ОАО «Татнефть» и г. Альметьевска.

 

 

За прошедший год ряд клиник Татарстана стали обладателями престижных наград как российского, так и международного уровня. Так, коллектив РКБ МЗ РТ признан победителем Всероссийского конкурса «Призвание» в номинации «За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человека». Единственной российской клиникой, получившей в прошлом году европейский сертификат качества EFQM 5 звёзд «Признанное совершенство», стала ДРКБ МЗ РТ. Ряд медицинских учреждений вошли в число победителей в конкурсе «100 лучших товаров России». Перечислять достижения клиник можно долго, но нужно понимать, что это лишь определённый этап в их развитии. Я говорил об этом много раз, и не устаю повторять, что работа по повышению качества медицинской помощи — это непрерывный процесс. Это дорога, которая имеет начало, но не имеет конца.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.