background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

19 апреля 2024 г. | 07:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Вопрос жизни. Проблемы и перспективы трансплантологии в Татарстане

Механизм сокращения потребности в трансплантациях – чем дольше работает пересаженная почка, тем меньше пациентов возвращаются на диализ, меньше финансовые затраты.




Ринат ГАЛЕЕВ,
заведующий отделением пересадки почки РКБ, заведующий кафедрой урологии и нефрологии КГМА, профессор, д. м. н.


Шамиль ГАЛЕЕВ,
главный специалист - трансплантолог МЗ РТ, доцент кафедры урологии и нефрологии КГМА, к. м. н.

Правовая коллизия

С января 2014 года в Татарстане полностью остановлены все работы по посмертному донорству органов от пациентов, скончавшихся в ЛПУ республики, смерть которых наступила от внешних факторов. Бюро судебно-медицинской экспертизы РТ перестало выдавать разрешения на изъятие донорских органов, как это предусмотрено статьёй 10 действующего 4180-1 ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Правовая коллизия связана с тем, что деятельность экспертизы регламентирована также приказом Минздравсоцразвития № 364н и УПК РФ, основная задача которой – содействовать проведению следствия, чему изъятие донорских органов теоретически может помешать. Сейчас предпринимаются усилия разрешить это противоречие, но итоги прошедшего года заставляют обратить внимание на тех, кто оказался в заложниках ситуации, – на пациентов с терминальными заболеваниями почек. Количество операций по пересадке почек в профильном отделении РКБ сократилось с 33 в 2011 году до 20 в 2014-м.

 

 

«Почему мы говорим о перспективности трансплантации как замене гемодиализа? – объясняет Шамиль Галеев, главный специалист – трансплантолог МЗ РТ. – Во-первых, резко меняется качество жизни пациента – он уже не должен три раза в неделю приходить на процедуру, а появляется в больнице раз в месяц для контроля за своим состоянием, а при стабильной функции трансплантата – даже раз в два месяца. Во-вторых, изменяется не только качество, но и продолжительность жизни. Ожидаемая продолжительность жизни человека, которому пересажена почка, в два раза больше, чем у того, кто находится на диализе. Это утверждение верно для всех возрастных групп. В-третьих, трансплантация имеет экономическую целесообразность. Международная статистика свидетельствует о том, что лечение пересадкой почки обходится в итоге в два раза дешевле, чем пребывание пациента на гемодиализе. Диализ ориентировочно обходится нашей республике в сумму около одного миллиона рублей на человека в год. А таких больных у нас 1100 человек. Сейчас в листе ожидания на трансплантацию около 150 пациентов».

 

 

«По мировым нормам при населении республики в 4 млн человек в год должно осуществляться 60–70 трансплантаций почек, – дополняет Ринат Галеев, заведующий отделением пересадки почки РКБ МЗ РТ. – И главная наша проблема заключается именно в отсутствии достаточного количества донорских органов. Сейчас мы лишены возможности использовать для пересадки органы погибших здоровых людей, берём только органы родственников и лиц, умерших от болезней сосудов головного мозга. Но при смерти от инсульта почки тоже страдают, в результате острого нарушения мозгового кровообращения они в большинстве случае оказываются так же компрометированы. Поэтому практически из 5–6 оповещений о наличии потенциального донора забор (эксплантация) почек выполняется только у одного.

 

Будни стационара и успехи науки

Между тем, несмотря на текущую непростую ситуацию, на 15 койках отделения пересадки почки РКБ МЗ РТ ведётся плановая работа. Пациенты, нуждающиеся в пересадке почки, требуют проведения большой предоперационной подготовки, а также обследования, наблюдения и лечения. Всё это справедливо и для тех, кто уже перенёс операцию по трансплантации. Также в отделение направляются больные с сосудистыми заболеваниями почек, приводящими к повышению артериального давления и развитию почечной недостаточности, которым необходимо проведение хирургической коррекции врождённой или приобретённой патологии магистральных сосудов почек. Ещё одна категория – пациенты, нуждающиеся в оперативном лечении двусторонних заболеваний почек, заболеваний единственной или единственной функционирующей почки и риске развития терминальной стадии хронической почечной недостаточности. Особенных подходов требуют больные с раком единственной функционирующей почки.

 

 

Сложные и уникальные случаи, стекающиеся в отделение, способствуют научной работе трансплантологов в сотрудничестве с базирующейся здесь кафедрой урологии и нефрологии КГМА. Кафедрой также руководит профессор, д. м. н. Ринат Галеев. В марте 2015 года врачом-урологом Денисом Хамитовым здесь была защищена кандидатская диссертация, в которой изучалась тактика хирургического лечения больных с различными сложными видами опухолей почек.

«Раньше считалось, что резекция почки показана при опухолях стадий Т1 и Т2, но мы делаем операции и при стадии Т3, – поясняет заведующий кафедрой. – У нас разработана, а точнее возрождена в современных условиях методика с использованием низких температур, когда почку во время операции погружают в гипотермическую среду с целью уменьшения её ишемического повреждения».

 

Уровень посмертного и прижизненного донорства

 

Направления развития

«Наше отделение сегодня показывает очень достойные результаты. Годичная выживаемость пациентов достигла 100 %, годичная выживаемость трансплантатов – 95 %, – констатирует Шамиль Галеев. – Все случаи неудач связаны с первично нефункционирующей почкой, когда трансплантат просто не начинает работать – это ситуация неконтролируемая. Потенциал дальнейшего совершенствования мы видим в развитии иммунологической службы. Специалисты у нас хорошие, однако оборудование и соответствующие методики не обновлялись со времени открытия отделения. В мире с тех пор сменилось уже два поколения соответствующих методик. Это наш резерв для улучшения отдалённых результатов, для достижения максимальной продолжительности жизни трансплантата. И это механизм сокращения потребности в трансплантациях – чем дольше работает пересаженная почка, тем меньше пациентов возвращаются на диализ, меньше финансовые затраты».

К сожалению, иногда эту экономию могут подорвать обстоятельства, неподвластные трансплантологам. Дело в том, что пациенты после пересадки органов должны пожизненно принимать иммуносупрессивные лекарственные средства, методика использования которых существенно отличается от традиционных. Если кардиолог может изменить дозировку препаратов, ориентируясь на самочувствие пациента, то при трансплантации обязателен лекарственный мониторинг, контроль концентрации препарата в крови, которая очень вариабельна даже у одного пациента. Препараты дорогостоящие и закупаются централизованно по федеральной программе «Семь высокозатратных нозологий» в соответствии с законом о госзакупках. С точки зрения законодательства оригинальные иммуносупрессивные препараты не отличаются от дженериков. Трансплантолог же в случае с заменой лекарства оказывается в сложной ситуации, связанной с обеспечением необходимой концентрации эффективного вещества.

 

 

Достояние страны

«Сейчас много говорят о медицинском туризме. Состоятельные пациенты могут себе позволить лечиться не у нас, а за границей. Но это не касается трансплантологии, она находится на особом положении, – предупреждает Шамиль Галеев. – Донорские органы принадлежат той стране, в которой они были получены. Поэтому за рубежом наш человек может рассчитывать и на аортокоронарное шунтирование, и на установку искусственного сустава, но никто ему не пересадит ни почку, ни печень, ни лёгкое. Трансплантация почки в Германии может быть произведена только гражданину Германии, то же самое во Франции и в любой другой стране Европы. И это – ещё одна причина развивать свою систему трансплантации. Получить данный вид помощи можно только в своей стране.

Наша служба достигла определённых успехов в этом направлении. С 2004 года, с момента открытия отделения, были выполнены 92 трансплантации от живого родственного донора и 105 — от умершего. Это спасённые жизни людей с терминальными заболеваниями почек, это новое качество жизни пациентов, которым больше не нужно постоянно проходить диализ. У женщин, которым мы проводили трансплантацию почек, родилось четыре ребёнка, один из них — в этом году. А значит, наши усилия не напрасны».

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.