background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

20 апреля 2024 г. | 13:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Владимир Крылов: «Нейрохирургия – это образ жизни»

Интервью главного нейрохирурга Минздрава РФ, руководителя отделения нейрохирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, академика РАН, профессора, д.м.н. Владимира Крылова.

Владимир КРЫЛОВ,
главный нейрохирург Минздрава РФ, руководитель отделения нейрохирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, академик РАН, профессор, д.м.н.

– Владимир Викторович, недавно вы выступали перед коллегами с докладом «Портрет российской нейрохирургии». Каков он, этот портрет?

– Мы поставили перед собой задачу проанализировать ситуацию, сложившуюся за последние несколько лет, понять, как реформы здравоохранения повлияли на состояние российской нейрохирургии. Прошла модернизация, мы получили новое высокотехнологичное оборудование, многие стационары, где были развернуты нейрохирургические койки, были переоснащены. Реализуется федеральная сосудистая программа, в которой нейрохирургия занимает значимую часть.

Более половины нейрохирургических отделений были модернизированы, практически в каждом стационаре установлены компьютерные томографы, в крупных стационарах работают сериографы. Значительная часть нейрохирургических операционных оснащена современным оборудованием.

Конечно, в российской нейрохирургии есть учреждения-лидеры, такие как НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко в Москве, НИИ им. А.Л. Поленова в Санкт-Петербурге, тюменский и новосибирский нейрохирургические центры. Работают мощные отделения нейрохирургии, которые по объёму и качеству оказываемой помощи находятся на уровне федеральных учреждений: в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, в НИИ патологии кровообращения им. Е.Н. Мешалкина и НИИТО в Новосибирске, в московском НИИ им. Склифосовского, на клинических базах РМАПО в Москве. Функционируют мощные отделения, которые располагаются в структуре региональных многопрофильных стационаров, – в Казани, Нижнем Новгороде, Красноярске, Иркутске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Воронеже, Ярославле и в целом ряде других городов. Здесь работают первоклассные специалисты, причём за последние несколько лет возросло количество врачей, которые владеют современными инновационными методами в нейрохирургии, могут в полном объёме задействовать современное оборудование, появившееся в наших клиниках.

В России существуют 332 нейрохирургических отделения. Институт главных специалистов – нейрохирургов функционирует в 82 субъектах, включая Крым и Севастополь. Всего в стране трудятся почти 2500 нейрохирургов.

– Это много или мало?

– Это достаточное количество специалистов, чтобы выполнять необходимый объём операций. Мы определили его, исходя из эпидемиологических показателей, а затем сравнили с реальными цифрами по различным направлениям.

 

 

– Какие результаты вы получили?

– Одно из основных направлений работы нейрохирургов – лечение тяжёлой черепно-мозговой травмы. В прошлом году мы сделали почти 25 тысяч операций пострадавшим с повреждениями черепа и головного мозга. Проведено более 60 тысяч операций по поводу заболеваний и травм позвоночника и спинного мозга, 27 тысяч пациентов прооперированы по поводу онкологических заболеваний ЦНС. Это наши «яркие» стороны, когда объём реально оказанной помощи в целом соответствует существующим потребностям.

Хотел бы обратить внимание на то, что за последние пять лет у нас увеличилась хирургическая активность при сосудистых заболеваниях головного мозга вследствие разрыва аневризм и артериовенозных мальформаций. В равной степени активно стали внедрять микрохирургические и эндоваскулярные методы лечения сосудистой патологии головного мозга. Раньше мы делали в год не больше одной тысячи таких операций. Это были «эксклюзивные» оперативные вмешательства, которые выполнялись лишь в нескольких стационарах РФ. В прошлом году их сделали больше пяти тысяч, расширилась география данных операций, по сути они были поставлены на поток.

Конечно, есть в российской нейрохирургии и слабые стороны, в частности, функциональная нейрохирургия, хирургия боли, эпилепсии, хирургия патологии магистральных артерий шеи. Здесь ещё нужно приложить массу усилий, чтобы сформировать определённые научно-практические школы. Они существуют в России, но пока носят локальный характер. Всего в прошлом году мы сделали более 133 тысяч операций по поводу заболеваний и повреждений нервной системы. Мы значительно улучшили этот показатель по сравнению с прошлыми годами, стали делать больше сложных операций, но их количества по-прежнему не хватает, чтобы охватить весь объём необходимой помощи. Согласно эпидемиологическим данным мы должны проводить порядка 190 тысяч подобных операций, на сегодня выполняем около 2/3.

 

 

Одним из слабых мест у нас является детская нейрохирургия. Сегодня дети с поражениями ЦНС лечатся, как правило, в общехирургических отделениях, где есть нейрохирург. При более сложных патологиях больного направляют в отделение нейрохирургии федерального центра. Так и должно быть. Если раньше мы говорили, что нужно спасти ребёнка, то теперь этого мало: мы должны сделать так, чтобы после операции он вернулся в свою обычную среду, вёл полноценную жизнь. Точные методы диагностики, правильно выбранные тактика лечения, сроки вмешательства предопределяют хороший исход. В настоящее время необходимо совершенствовать трёхуровневую систему оказания детской нейрохирургической помощи. В каждом российском регионе должен быть подготовленный детский хирург, обученный нейрохирургами, в более крупных медицинских центрах – специализированные отделения и группы специалистов, замыкающим звеном являются федеральные центры, где производят наиболее сложные оперативные вмешательства. Мы должны особое внимание обратить на первый и второй уровни.

В нейрохирургии недостаточно хорошо провести операцию, нужно ещё выходить пациента. В России почти 11 тысяч нейрохирургических коек, и всего около 400 – для оказания интенсивной терапии в отделениях нейрореанимации, примерно 4 %. Должно быть минимум 10 %, а лучше – 25 %. Наши больные после операции зачастую оказываются в отделениях общего профиля, что сказывается на результатах лечения.

Есть пробелы и в области нейрореабилитации, в частности, для больных с патологией спинного мозга и позвоночника. Российские нейрохирурги, вертебрологи довольно преуспели в своей профессиональной деятельности, но когда заканчивается хирургический этап, должна начинаться реабилитация. Именно она во многом определяет отдалённые положительные результаты.

 

 

Ещё одной проблемой, на мой взгляд, является недостаточное количество операций, которое приходится на одного нейрохирурга, – около 60 в течение года. Это примерно одна-две операции в неделю. Для поддержания должного уровня профессиональных навыков нейрохирург должен выполнять хотя бы 3–4 операции в неделю, это 120–150 операций в год. Да, у нас есть «звёзды» мирового класса, но мы должны обратить внимание на рядовых специалистов, к которым обращается основная часть населения. После того, как мы сформируем так называемый средний класс нейрохирургов, повысим их профессионализм, мы изменим российскую нейрохирургию в положительную сторону.

– Как поставить работу рядовых нейрохирургов «на поток»?

– В первую очередь, это вопрос подготовки кадров, начиная уже со студенческой скамьи.

Сегодня ординатура длится всего два года, этого недостаточно, минимальное время обучения нейрохирурга – около пяти лет. Во-вторых, мы должны постоянно проводить образовательные циклы, практические курсы по выполнению определённых видов вмешательств на наших ведущих клинических базах, обучать молодых врачей новым методикам. Так, например, с 2002 года мы проводим в нашем институте мастер-классы по хирургии аневризмы сосудов. Два раза в год набираем группы, отрабатываем технологии – сначала на муляжах, затем в операционной. Во многом благодаря такой подвижнической работе мы увеличили количество подобных операций, выполняемых в стране.

В настоящее время образовательные циклы проводят на базах всех федеральных учреждений РФ, в крупных региональных центрах, и всегда с привлечением ведущих специалистов в той или иной области нейрохирургии.

Образование врача должно быть непрерывным, в течение всей его профессиональной деятельности, поскольку в нашей области постоянно появляются новые методы, подходы, технологии. При этом золотой возраст нейрохирурга – от 30 до 55 лет. К 45 он приобретает опыт, который начинает передавать молодым коллегам. Наша задача – поддержать эти начинания, дать им возможность делиться свои наработками, обратить внимание коллег на их успехи.

– Существует ли в российской нейрохирургии проблема с кадрами?

– Традиционно в нашу специальность идёт не так много людей, обычно 1–3 человека с курса. Мы готовим «штучных» специалистов. И чаще всего они уже знают о сложностях, с которыми им придётся столкнуться, приходят в отделение ещё будучи студентами, чтобы получить первое знакомство с клинической работой. При этом устроиться нейрохирургом, например, в Москве очень сложно. В регионах в целом схожая ситуация – довольно серьёзная конкуренция. При том, что нейрохирургия – это очень трудоёмкая и наукоёмкая специальность, которая требует от врача постоянной работы над собой, самосовершенствования. Нейрохирургия – это образ жизни.

– Каковы основные слагаемые успеха операции?

– Хорошее знание патологии, анатомии, хорошая предоперационная диагностика, хорошее оборудование в операционной, хорошая команда нейрохирургов, которая тебе помогает, хорошие реаниматологи, ведущие пациента после вмешательства. Нейрохирург на работе должен быть всегда собранным, сосредоточенным, ничто не должно отвлекать его. Нейрохирургическая операция сродни фигуре высшего пилотажа, занятиям экстремальными видами спорта.

– Что бы вы пожелали читателям нашего журнала и участникам VII Всероссийского съезда нейрохирургов?

– Прежде всего хотелось бы пожелать читателям Healthy Nation крепкого здоровья. Это наше самое главное достояние, которое позволяет нам реализовать всё, к чему мы стремимся в жизни. Своим коллегам я желаю успехов в профессиональной деятельности, процветания их отделениям, семейного счастья.

Очередной всероссийский съезд нейрохирургов пройдёт в Казани, которая имеет хорошую историю как университетский город. Здесь сформировалась очень сильная неврологическая школа, на основании которой просто не могла не возникнуть школа нейрохирургии. Сегодня татарстанские специалисты в полной мере владеют всеми современными методами диагностики и лечения заболеваний и повреждений ЦНС, открыты всему новому. Так, ёще лет 10 назад мы обучали нейрохирургов республики некоторым видам операций, а сегодня они выполняют их в гораздо больших объёмах, чем в других регионах. Татарстанские клиники сами становятся базами для обучения российских нейрохирургов. У них есть чему поучиться в плане быстрого и эффективного внедрения новых технологий. Да и в целом в регионе высокий уровень медицины. Я с теплом отношусь к Татарстану, поскольку и сам родом из Альметьевска. Здесь очень красивая природа и гостеприимные люди. Так что до встречи в Казани!

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.