О Фариде Хасбиулловиче Фаткуллине журнал Healthy Nation уже писал в рубрике «Легенды здравоохранения» в статье «Жизнь в соответствии с долгом» (№2 – 2012 г.). После его ухода от нас в 2017 году, на 97 году жизни, мы решили дополнить нашу прежнюю публикацию воспоминаниями людей, которые лично его знали. И все равно это останется лишь несколькими штрихами, которые могут только проиллюстрировать его длинную, плодотворную, богатую событиями жизнь.
Семь лет Ф.Х. Фаткуллин служил в армейской разведке, собирая сведения о Квантунской армии Японии. В мирной жизни ему довелось бороться с трахомой и туберкулезом, строить больницы и создавать медико-санитарные части при крупных предприятиях, выстраивать сеть сельского здравоохранения и систему медицинской профилактики. Работе заместителем министра здравоохранения Татарии (1956-1982 гг.) он отдал 27 лет, начиная с самого трудного послевоенного этапа – работы по созданию принципиально новой советской системы здравоохранения.
Для поднятия
нашего здравоохранения
нужны Фаткуллины
Галиуллин Афгат Набиуллович,
д.м.н., профессор кафедры менеджмента
в здравоохранении КГМУ,
Отличник здравоохранения СССР,
Заслуженный врач РТ,
Заслуженный деятель науки РТ.
Ф.Х.Фаткуллин был очень симпатичным человеком, высокого роста, аккуратный, брюки всегда поглажены, чистый воротник, постоянно при галстуке. Он был скромен и не требовал для себя ничего большего, чем для своих сотрудников. У него, замминистра, даже не было секретаря, сидел в узкой комнате, которая имела одно окно, а проход в нее был через комнату, где сидели его главные специалисты – пять человек, к которым он обращался с глубоким уважением. Они работали день и ночь, редко бывали в министерстве – больше на местах помогали организовать эти службы. Тогда количество врачей было больше, количество медучреждений было больше, но была отработана чёткая система взаимодействия, прежде всего Фаткуллинным. В министерстве здравоохранения всего работало 33 ответственных сотрудника.
Он поддерживал любую новизну, если от нее была польза. Никогда не говорил «нет». Я начал в Казани свою трудовою деятельность заведующим отделом здравоохранения Московского района города Казани. И мы вышли на Минздрав Союза и России, чтобы организовать на базе 13-й поликлиники города акушерско-терапевтическо-педиатрический комплекс, врачебные бригады для помощи семьям в целом, в составе терапевта, педиатра, акушера-гинеколога, детского и взрослого стоматологов. В результате такого подхода, а также внедрения самооздоровительных технологий через семью, в Московском районе удалось снизить младенческую смертность с 32 до 6,2 промилле. Этот опыт изучали по всему СССР.
Также он поддержал инициативу организовать на базе 2-го роддома обсервационный родильный дом, куда стали стекаться все беременные с неясной этиологией и где были сконцентрированы самые опытные акушеры-гинекологи, что привело к уменьшению числа врачебных ошибок, снижению младенческой и материнской смертности.
Однажды я выезжал членом комиссии Минздрава РСФСР в Челябинскую область и когда я рассказывал об опыте Татарии, то завотделом здравоохранения Аверьянов (он родом из Буинска) воскликнул: «Конечно, у вас все делается наилучшим образом, у вас же есть замминистра Фаткуллин Фарид Хасбиуллович, который внедряет опыт Татарстана по всему Советскому Союзу!»
В Казани в 1979 году именно Фаткуллиным был организован Первый съезд метрологов СССР. Он был создателем метрологической службы ТАССР. И к нам стали приезжать из других регионов посмотреть, как она у нас организована. Это была крайне необходимая служба, поскольку до её создания более 50% измерений в медицине были неверными, а значит назначалось неверное лечение. И после, он помогал внедрять этот опыт в Московской области, Чувашии, Удмуртии и многих других регионах. Приезжали для обмена опытом – из Узбекистана, Киргизии и из других союзных республик СССР.
Он обращал серьёзное внимание на развитие ЦРБ и фельшерско акушерских пунктов. И в 1978 году в Татарии прошла Всесоюзная конференция, которую проводили совместно с ВОЗ, по изучению опыта оказания первичной медико-санитарной помощи в СССР. Приехали французы, итальянцы, испанцы. Мы с Фаткуллиным показали ФАПы в Рыбнослободском и Арском районах. Объясняли, что такое первичная медико-санитарная помощь, что ФАП занимается, в том числе, обеспечением населения доброкачественной питьевой водой, следит, чтобы минеральные удобрения не попадали в родники и пищу, занимается профилактикой профессиональных заболеваний, санитарным просвещением, вакцинацией населения, диспансеризацией. Все были поражены и ловили каждое слово Фаткуллина. Многие страны, та же Франция, переняли этот опыт организации амбулаторно-поликлинической помощи.
В 1980 годы совместно с Ф.Х. Фаткуллиным мы изучили причины роста заболеваемости женщин, занятых в товарно-молочных фермах районах республики Татарстан. После этого появилось постановление кабинета министров РТ об организации во всех молочно-товарных фермах комнаты гигиены женщин. Это привело к 3-х кратному снижению не только воспалительных заболеваний женской половой сферы, но и других заболеваний у женщин в республике. Об этом Ф.Х. Фаткуллин доложил об опыте Татарстана на заседании ВЦСПС и этот опыт был внедрен по всему Советскому Союзу.
Школа работы с людьми
Галлямов Альберт Бариевич,
заведующий кафедрой общей гигиены
и экологии с курсами военной
и радиационной гигиены КГМУ,
Заслуженный работник высшей школы РФ,
д.м.н., профессор
Мы познакомились, когда я был назначен главным врачом студенческих строительных отрядов в ТАССР. Опыта руководящий работы тогда у меня еще не было – я был студентом 4 курса мединститута, но советы Фарида Хасбиулловича помогли сделать так, что наша медицинская служба была признана одной из лучших в Советском Союзе. Именно он развил во мне организаторские способности. Это была школа работы с людьми. Он очень уважительно относился к своим подчинённым. На совещаниях по студотрядам я ни разу не слышал повышенного голоса с его стороны. Мне тогда часто приходилось выезжать в отряды – строили КАМАЗ, Альметьевск, республика большая, приходилось на попутках ездить. Ф.Х. Фаткуллин об этом узнал, пошёл к министру - и мне выдали персональную машину.
Когда готовил диссертацию, то тоже обращался к нему. Хотя у него не было учёной степени, но как практик он очень много знал – и по медицинскому обслуживанию, и по гигиеническим требованием, и по лечению. Впоследствии я 26 лет заведовал кафедрой и 16 лет был деканом факультета. Среди деканов я был признан «лучшим из лучших» (так в грамоте дословно). И это заслуга моих учителей – Ф.Х. Фаткуллина, Х.С. Хамитова, 20 лет руководившего КГМИ,
М.Х. Вахитова, руководителя моей диссертации.
Подчиненные впитывают
хорошие качества
своего руководителя
Абдуллин Ильгиз Сабирович,
Заслуженный врач РФ,
Заслуженный врач ТАССР, к.м.н.
Когда в 1974 году я был назначен главным врачом Лаишевской ЦРБ, Фарид Хасбиуллович был заместителем министра по лечебной части. Я зашёл в его кабинет, чтобы познакомиться - он принял меня как давнего друга. Меня такой прием крайне удивил, но потом выяснилось, что он в жизни такой - очень отзывчивый и порядочный. Фарид Хасбиуллович не стремился быть яркой фигурой Минздрава, но всегда очень активно помогал абсолютно всем главным врачам, обладал хорошими организаторским способностями и никогда не повышал голос. Если делал замечание, то делал не как начальник, а как товарищ – и после такого замечания уже невозможно было не искоренить указанные недостатки.
В то время выскочке невозможно было занять высокий пост. Фарид Хасбиуллович постепенно поднимался по служебной лестнице, проявляя высокую работоспособность, уважительное отношение к людям, профессионализм, организованность, аккуратность. На рабочем столе у него бумаги не накапливались. Выступления на коллегии - всегда корректные, обоснованные, подтвержденные фактами. Слов на ветер он не бросал, и мы это перенимали. Какой начальник - такие и подчинённые. Каждый человек, если он хочет дальше двигаться, то впитывает хорошие качества своего руководителя. Младшая дочь Ф.Х. Фаткуллина проходила практику у нас в Лаишево. Очень аккуратная, грамотная, ответственная. По детям можно характеризовать родителей. С его сыном мы тоже в добрых отношениях. Он тоже человек состоявшийся, теперь является главным акушероом-гинекологом ПФО.
Также надо отметить, что Фарид Хасбиуллович одновременно выполнял обязанности заместителя министра и начальника отдела лечебно-профилактической помощи. Ту работа, которую выполнял он и его пять главных специалистов (притом, что больниц и коек тогда было больше), сегодня выполняют одно управление и три отдела Минздрава.
Ф.Х. Фаткуллина очень ценил министр здравоохранения СССР и президент ассамблеи ВОЗ
С.В. Курашов, выходец из Татарстана. При строительстве после войны здравоохранения Советского Союза он рассматривал ТАССР как передовой регион и часто использовал полученный здесь опыт.
Природная интеллигентность
Фаткуллин Ильдар Фаридович,
д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства
и гинекологии КГМУ, главный внештатный
специалист МЗ РФ по акушерству
и гинекологии в Приволжском ФО.
Отец был человеком очень ровным, уравновешенным, исключительно высокой внутренней культуры, интеллигентным. И на этот базис наложилась армейская дисциплина и педантичность. Он семь лет был в системе ГРУ (Главное разведывательное управление) Советской Армии. К телефону ночью он не вставал в белье, он одевал брюки и только тогда брал трубку - из уважения к собеседнику. У него было то, качество, которое так редко встречается сейчас - обязательность. Если он что-то обещал, то ему не надо было напоминать - он записывал на листочек, клал к себе в очешник – и всегда выполнял. Вот с этой позиции он оценивал людей - по тому, как держат слово и насколько внутренне бесхитростны. И всегда занимал сторону человеческого взаимопонимания.
Недавно в Набережных Челнах делал экспертизу как главный специалист Минздрава России и вдруг одна из заведующих отделением спросила: «Вы сын Фарида Хасбиулловича?» Я удивился, ведь он уже давно не работает. А она рассказывает: «Когда больница открывалась, постоянно приходили комиссии из Казани, из обкома. Кто-то стремительно прошёлся по всем отделениям, очень раздраженно со всеми поговорил. И тут приехал другой человек – седой, интеллигентный, неторопливый. Зашёл во все кабинеты, поздоровался со всеми врачами, строителями, вахтером». Оказывается я сделал то же самое. Со всеми поздоровался. Это стиль жизни, он впитывается с детства.
В 70-х годах, когда только возрождались ценности Победы, ему позвонил инвалид войны, сообщил, что у него затруднения с протезированием зубов. Отец, несмотря на сопротивление, заставил главврача республиканской стоматологической поликлиники выехать к инвалиду на дом с аппаратом, послать лучшего коммерческого специалиста, а потом самому проверить насколько качественно сделаны протезы. Сейчас забота об инвалидах типична, а тогда этого еще не было.
В 40 лет, будучи доцентом кафедры, я стал главврачом роддома №1. Отец был против, считал, что мне нужно сосредоточиться на науке, но Минздрав стоял на своем. Тогда отец настоял, чтобы я продолжил карьеру научного работника - параллельно. Я был один из немногих в 90-е годы главврачей России, кто защитил докторскую диссертацию не по организации, а по практической медицине, начал заведовать кафедрой. Потом пошли времена перемен – многих главврачей сняли, они ушли в никуда. Я же без работы не остался и оценил мудрость отца, который говорил, что главврач – это временно, а быть профессором - это надёжно и вечно.
В свое время он поддержал нашу инициативу со студенческими медицинскими отрядами. И первые такие отряды – не строительные, специализированные медицинские - были созданы в Татарии. Мы с ним подготовили приказ по Минздраву, где всё было расписано, студентов брали на работу в штат больницы – санитарами, средними медицинскими работниками. Их был очень большой дефицит тогда. За три года отряды выросли до 800 человек. Это были и практика, и заработок. Работу контролировали министерство и обком комсомола. Мы очень здорово выстроили эту систему и прозвучали на всю страну. Я был командиром первого в Советском Союзе Республиканского студенческого медицинского отряда.
Работа на будущее
Тазиев Ринат Вазетдинович,
к.м.н., доцент кафедры реабилитологии
и спортивной медицины КГМА,
заместитель главного врача по спортивной
медицине Республиканского центра
медицинской профилактики.
С Фаридом Хасбиулловичем мы познакомились в 70-х годах, но близко довелось узнать в 1992 году, когда ему было уже 72 года. Я работал главным врачом в Республиканском центре медпрофилактики, а он был заместителем главного врача по оргметодработе. Получалось, что Фарид Хасбиуллович у меня был подчинённым. Мне даже неудобно было сначала потому, что он, человек с таким прошлым, с таким опытом! Но он умел свой опыт и знания направить в нужное русло. Как бывший руководитель здравоохранения республики он настаивал, что мы должны работать в селе, в районе. В городе и так много больниц. Это было правильно, даже само название «Республиканский центр» к этому обязывает. И мы старались тогда выезжать в районы.
Он тогда жил рядом с железнодорожной больницей, и каждое утро, несмотря на возраст, шел пешком на работу. На обед ходил туда-обратно и вечером снова пешком. Его походка была офицерская. Сам стройный, красивый мужчина. Наверное, эта выправка ему в какой-то степени помогла в достижении такой продолжительности жизни. Он любил быть в движении. Рассказывал, как в 50-60-е годы машиной добирались до райцентра, а дальше до участковой больницы – на лошадях. Он проработал в центре четыре года, и в 76 лет ушёл на заслуженный отдых.
Мы и впоследствии с ним каждый год встречались, домой к нему ходили в День пожилых людей. На День Победы мы его на машине отвозили к памятнику во дворе Медуниверситета на улице Толстого, возлагали венки. Фарид Хасбиуллович нас всегда ждал, готовился. Даже когда его жена умерла, он к нашему приходу и чай ставил, и в магазин ходил в 90 с лишним лет.
В вопросах здравоохранения он был человек знающий, опытный, но не допускал высокомерия, не давил авторитетом. Он четко обосновывал свою точку зрения, и мы всегда находили общие решения - такие, чтобы было понятно рядовым врачам и медсестрам. И он всегда сам показывал, как надо делать, своим примером. Фарид Хасбиуллович понимал, что пропаганда здорового образа жизни - это работа на будущее, на многие поколения. Движение, культура питания, санитарная культура. Я думаю, что он после ухода из Минздрава выбрал эту сферу потому, что эту службу необходимо было укрепить, поднять.