Миллиарды рублей, вложенные в реконструкцию и оснащение российских клиник, - лишь первый шаг на пути к медицине мирового уровня.
Кроме материальной базы, необходимо обновление и базы законодательной, регламентирующей работу врачей и финансирование медицинских учреждений. В январе нынешнего года вступил в силу Закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ», который в медицинских кругах уже оценили как реформаторский. На подходе еще один знаковый для медицины Закон - «Об основах охраны здоровья граждан». О том, как меняется российское законодательство в сфере медицины, наш корреспондент беседует с руководителем юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Татарстан Татьяной СТРЮКОВОЙ.
- Татьяна Андреевна, что, на ваш взгляд, побудило власть к созданию нового закона об обязательном медицинском страховании?
- Его с нетерпением ждали не только медицинские работники, но и пациенты. Старая система ОМС, действовавшая в России с 1993 года, нередко приводила к тому, что жители некоторых регионов страны могли получать медицинскую помощь только по месту жительства. Оказавшись в другой республике или области, пациенты оставались наедине со своими проб-лемами. Причиной тому являлось то, что региональные фонды ОМС были оторваны друг от друга и имели разные бюджеты. Объем поступления страховых взносов зависел от количества предприятий на территории региона, поэтому в одних фондах собиралось достаточно денег для лечения жителей, а в других нет. Соответственно медицинские учреждения в регионах финансировались по-разному. Теперь, согласно новому Закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ», финансирование системы ОМС становится централизованным.
Согласно новому законодательству, с 2013 года страховые взносы будут собираться в федеральном фонде ОМС и оттуда распределяться по регионам, в соответствии с их программами государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. По размеру денежных средств региональные программы будут примерно одинаковыми. То есть на лечение каждого жителя страны будет выделяться равное количество средств независимо от региона, где он живет. Разница в региональных программах будет обусловлена только естественными особенностями каждого субъекта России. Будут учитываться климат, удаленность населенных пунктов, половозрастные факторы, характеристики заболеваемости населения…
До 2013 года в России установлен переходной период, необходимый для того, чтобы регионы выравнили размеры программ госгарантий и сделали их уровень выше базового. Для тех субъектов страны, где для обеспечения базового уровня не хватает средств, предусмотрены государственные дотации. Новая система ОМС сделает возможным использование в стране единого российского полиса медицинского страхования. Имея на руках этот документ, жители Татарстана смогут получать качественную медицинскую помощь в любом регионе России.
- Что прописывает новый Закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» частным клиникам?
- Для них он упрощает, прежде всего, порядок и участие в системе ОМС. До января нынешнего года коммерческие лечебные учреждения могли получить финансирование из фонда ОМС только на основании решения органов власти. К примеру, в нашей республике для участия в программе ОМС им требовалось направить свои предложения по оказанию медицинских услуг в муниципалитет. Оттуда они поступали в Минздрав РТ на согласование, и, в случае принятия положительного решения, с частными клиниками заключались договора. Сегодня вопрос об их учас-тии в программе госгарантий решает комиссия при Кабинете Министров РТ. При этом частные предприятия могут обращаться туда напрямую.
- С введением в России новой системы ОМС в стране одновременно произошло еще одно знаковое событие - исчезла муниципальная медицина. Что за этим последует?
- Согласно поправкам, внесенным в Закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация оказания медицинской помощи теперь является обязанностью только органов федеральной власти и субъектов РФ. Что касается муниципалитетов, то они должны всего лишь «создать условия для организации медпомощи». Каким образом муниципальные служащие будут это делать, закон не объясняет. Ожидается, что ответ на этот вопрос будет отражен в Законе
«Об основах охраны здоровья граждан», который в данный момент находится на рассмотрении в Госдуме РФ.
На мой взгляд, решение об упразднении муниципальной медицины правильное. В России больницы и поликлиники издавна находились в ведении государства, а муниципалитетам их передали только в 2005 году. Все вопросы, касающиеся лечения граждан в Татарстане, решает министр здравоохранения, а клиники находятся в ведении муниципалитетов. При таком раскладе эффективно управлять отраслью очень сложно, поэтому было принято решение вернуться к старой вертикали власти. На сегодняшний день все татарстанские клиники переводятся из ведения местных властей в республиканскую собственность. Это тяжелая и кропотливая работа, но необходимая. Согласно новому законодательству муниципальная система здравоохранения может существовать в России только в том случае, если органы региональной власти делегируют муниципалитетам часть своих полномочий.
- Только ли роль муниципалитетов в системе здравоохранения РФ определяет Закон «Об основах охраны здоровья граждан»?
- Не только. В частности, этим законом планируется ввести в систему государственных гарантий комплекс профилактических мероприятий.
Еще законопроектом обновлена классификация медицинской помощи.
В частности, наряду с первичной, высокотехнологичной и скорой медицинской помощью появилось понятие паллиативной (нелечебной) медпомощи. Более четко прописаны стандарты оказания медпомощи, они должны быть едиными на всей территории РФ. Медицинская помощь должна оказываться пациентам одинаково, независимо от места их проживания.
Для меня как юриста очень важно, что в законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан» много внимания уделяется так называемому понятийному аппарату. Там четко прописывается основная терминология, которая используется в медицине, и дается ее значение. К примеру, стало понятно, чем медицинская услуга отличается от медицинской помощи. Еще законопроект вводит понятие редких (орфанных) заболеваний, лечение которых связано с большими финансовыми затратами. На сегодняшний день лечение подобных болезней проводится за счет региональных бюджетов, однако далеко не все субъекты РФ могут выделить средства на лекарства и проведение медицинских процедур. Поэтому Минздравом РТ внесены предложения в проект Закона «Об основах охраны здоровья граждан», которыми предусмотрено, что расходы на лечение редких заболеваний должен взять на себя федеральный бюджет. Впрочем, войдут ли эти предложения в окончательную редакцию закона, пока не известно.
Закон «Об основах охраны здоровья граждан» был внесен Правительством России в Госдуму РФ еще в апреле нынешнего года. Однако после первых слушаний рассмотрение законопроекта было отложено до сентября. У некоторых представителей медицинских кругов он вызвал острую критику.
По словам Татьяны Стрюковой, сегодня клиники оказывают платные услуги на основании Постановления Правительства РФ от 13 января 1996 года «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». Этот документ устарел и требует корректировки. Поэтому руководители здравоохранения надеются, что Закон «Об основах охраны здоровья граждан» расставит все точки над i в этом щекотливом вопросе. Стоит заметить, что законодательное разграничение страховой и платной медицины в нашей стране необходимо еще и для развития индустрии медицинского туризма. Оснащенные по последнему слову техники, российские клиники смогут принимать и пациентов из ближнего и дальнего зарубежья, а это - дополнительные финансовые вливания и новый толчок для развития отечественной медицины.