background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

20 апреля 2024 г. | 15:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Кареты - на выезд!

Ежегодно каждый третий житель Казани обращается за скорой медицинской помощью. От оперативных действий сотрудников этой службы зависит не только здоровье, но и жизнь человека. А ведь было время, когда такой службы просто не было, - в мире она существует менее 130 лет, В Казани - 90 лет.

За минувшие десятилетия городская станция скорой помощи претерпела огромные изменения, миссия же её осталась неизменной - «оказание медицинской помощи в кратчайшие сроки с момента развития патологического состояния на месте происшествия, при транспортировке больного и максимально быстрая доставка его в соответствующее лечебное учреждение при полном возможном объёме оказанной медицинской помощи».
Попытки создать службу скорой помощи в Казани предпринимались в 1902-м и в 1907 году. Но только 11 января 1914 года был утверждён устав Общества скорой помощи, согласно которому «общество имеет целью подавать скорую медицинскую помощь жителям г. Казани во всякое время дня и ночи бесплатно», и 21 июня состоялся первый выезд кареты. В годы Первой мировой войны Общество скорой медицинской помощи прекратило свою деятельность - до 1919 года, когда коллегия Губернского отдела постановила организовать станцию скорой медицинской помощи. Причиной послужила высокая заболеваемость жителей города тифом и холерой. За год помощь оказывалась 700-800 жителям.
В 30-е годы прошлого столетия служба скорой медицинской помощи в г. Казани активно развивалась, именно тогда были организованы педиатрическая служба и неотложная помощь, а количество вызовов за год превысило 25 тысяч. В годы Великой Отечественной войны многие врачи, автотранспорт были отправлены на фронт. Оставшиеся в тылу работники скорой медицинской помощи также проявляли подлинный героизм, проходя пешком по 10-15 км в день, обслуживая окраины города. В послевоенные годы деятельность СМП была восстановлена.
В 1958 году была создана центральная диспетчерская служба, и впервые появился привычный всем номер «03». Вся работа службы скорой медицинской помощи была направлена на качество оказания и обеспечение её доступности населению города. Были организованы такие специализированные бригады, как кардиологическая, тромболитическая, тромбоэмболическая, противошоковая, психоневрологичес­кая, токсикологическая, неврологическая, детская реанимационная. На вооружении медиков появились новые на тот момент лекарственные препараты, оборудование. На все автомашины установлены специальные сигналы-сирены, дающие пра­во преимущественного проезда на дорогах. В период наибольшего количества вызовов, с 17 до 23 часов, введена «пиковая» бригада. С 1994 года работа Казанской станции скорой медицинской помощи ведётся в автоматизированном режиме.
Материально-техническое оснащение станции сегодня позволяет круглосуточно оказывать все виды скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению Казани. Со второго полугодия 2007 года внедрена система GPS-навигации «Гранит-М», которая позволяет в режиме реального времени отслеживать на электронной карте города месторасположение и перемещение санитарных автомобилей. В 2009 году все машины скорой медицинской помощи были оснащены GPS-навигаторами. Использование данной системы играет большую роль особенно при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях, когда отсчёт времени прибытия бригады на вызов измеряется спасёнными жизнями пострадавших.
С февраля 2008 года в работу станции была внедрена система «Теле­Альтон». С её помощью на диспетчерский пункт передаётся снятая на вызове электрокардиограмма больного для консультации со старшим врачом оперативного отделения. Это позволяет правильно поставить диаг­ноз и согласовать тактику ведения больного и, что особенно важно, выявить такие грозные осложнения, как кардиогенный шок. Работа этой системы позволила почти вдвое сократить количество вызовов «на себя», а значит, сэкономить время и средства для оказания помощи тем, кто в ней нуждается в большей степени.
В 2009 году через систему «ТелеАльтон» передано 1649 электрокардиограмм. Направление специализированных бригад в связи с особенностью течения заболеваний и развившимися осложнениями потребовалось только в 139 случаях. Экономический эффект от использования системы «ТелеАльтон» в 2009 году составил 2 миллиона 780 тысяч рублей.
В минувшем году работники станции скорой медицинской помощи Казани выезжали на 400 тысяч вызовов. В среднем за сутки на бригады скорой медицинской помощи приходилось по 1083 вызова, нагрузка на 1 бригаду составляла 14 вызовов. В составе Казанской станции скорой медицинской помощи работают 1516 человек, 80 бригад. Из них - 15 интенсивной терапии, 8 педиатрических, 3 психиатрические, 25 общепрофильных и 29 фельдшерских.
Наряду с экстренной помощью, Казанская станция скорой медицинской помощи оказывает и неотложную помощь. В 2010 году запущена в работу в тестовом режиме система передачи таких вызовов в поликлинику на исполнение участковыми врачами. Это особенно важно при выполнении вызовов по внезапным заболеваниям и при возникновении несчастных случаев, когда экстренная медицинская помощь должна оказываться в течение 15-20 минут со времени поступления вызова.
По Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории Российской Федерации норматив оказания скорой и неотложной медицинской помощи составляет 318 вызовов на 1000 населения. За 2009 год Станцией скорой медицинской помощи Казани выполнено 395 361 вызов, обращаемость составила 365 вызовов на 1000 населения. По неотложной помощи было выполнено 164 161 вызов, что составляет 40,8%. Автопарк с 2006 года пополнился 65 машинами, оснащёнными необходимым медицинским оборудованием.
На функционирование и совершенствование скорой медицинской помощи сегодня выделяется немало средств, однако эффективность их использования оставляет желать лучшего. Нужны принципиально новые организационно-управленческие подходы для того, чтобы служба скорой медицинской помощи работала с максимальной отдачей. Это во многом повышает статус её врачей и фельдшеров, а также требования к их профессиональной подготовке. А это тоже проблема, так как ни один медицинский вуз не имеет кафедры скорой медицинской помощи, проще говоря, никто и нигде специально не готовит врачей для СМП. Работа в этом направлении только начинается. Но, несмотря на наличие многих объективных трудностей в работе службы скорой медицинской помощи, она достойно несёт свою вахту, в полном объёме оказывая населению высококвалифицированную медицинскую помощь.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.