Интервью Президента Республики Татарстан Рустама МИННИХАНОВА
- Рустам Нургалиевич, как Вы оцениваете реализацию в Татарстане Национального проекта «Здоровье»? Есть ли, по Вашему мнению, у этого проекта шансы, несмотря на временные сложности, постигшие мировую экономику, реализоваться полномасштабно, так, как он изначально задумывался, и что для этого необходимо сделать?
- Для нашей страны в последние годы неблагоприятные демографические тенденции стали предметом особого внимания. Очень трудно говорить о развивающейся экономике в условиях депопуляции населения. В конце концов, всё, что делается в государстве, должно обеспечивать людям достойную жизнь. Это единственный и правильный измеритель эффективной экономики. Что-то изменить в пределах небольшой республики было нереально. Здоровье нации - проблема общенациональная, требующая не только экономических и административных решений, но и переосмысления многих жизненных истин, с которыми мы жили многие годы. Это, в первую очередь, отношение человека к своему здоровью, питанию, вредным привычкам, физической активности, к воспитанию детей и т.д. В этом смысле Национальный проект «Здоровье», безусловно, сыграл позитивную роль. Он мобилизовал ресурсы страны, ресурсы общества, и страна получила позитивный результат. Но при этом каждый регион имеет отличия по количественным и качественным показателям развития.
За годы реализации проекта Татарстан получил из федерального бюджета более 9 млрд. рублей, дополнительно к этому из бюджета республики было выделено около 5 млрд. рублей. Существенно, почти в 3 раза, повышена зарплата 5,5 тысячи работников первичного звена.
За 2006-2009 годы доля учреждений, дооснащённых новым медицинским оборудованием, увеличилась на 57%. Мы смогли поставить на новый уровень и работу служб скорой медицинской помощи, родовспоможения. Родовые сертификаты привлекли в систему роддомов и женских консультаций дополнительные финансовые ресурсы.
Несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике, финансирование социальных программ остаётся на прежнем уровне. В частности, полностью сохранился объём финансирования Национального проекта «Здоровье». Более того, в Республике Татарстан в 2009 году началась реализация новых направлений нацпроекта: формирование у населения здорового образа жизни, совершенствование работы службы крови, организация медицинской помощи пострадавшим в ДТП на федеральной трассе М-7.
В этом году в республике будут реа-лизовываться 16 направлений нацпроекта «Здоровье», в том числе три новых. В целом в 2010 году в республику поступит из федерального бюджета более 2,5 млрд. рублей, софинансирование и со стороны республики составит более 1,5 млрд. рублей. Но мы должны всегда помнить, что сегодня, как никогда, важно рациональное использование имеющихся ресурсов, где единственным критерием могут служить показатели здоровья населения.
- Какие результаты реализации проекта Вас радуют или огорчают? И что ещё, кроме возродившейся благодаря проекту дополнительной диспансеризации населения, Вы бы отметили?
- О положительных итогах нацроекта «Здоровье» можно говорить много - это успехи и в профилактике, и в лечении социально опасных заболеваний, и в диспансеризации работающих граждан, детей-сирот. Но мне хотелось бы отметить главное его достижение - рост рождаемости и снижение младенческой смертности, увеличение средней продолжительности жизни. Показатель рождаемости в республике достиг своего наивысшего значения с 1995 года, причём за годы реализации проекта он вырос в 1,2 раза.
Совокупные показатели работы системы здравоохранения Татарстана являются одними из лучших в Российской Федерации. Важнейший из них - младенческая смертность, которая впервые достигла наименьшего значения (6,0%) и приблизилась к уровню показателей экономически развитых стран. Ожидаемая продолжительность жизни в Татарстане достигла 70,5 лет, что выше показателя по Российской Федерации (67,9).
Я соглашусь с тем, что инновационный путь развития - самый эффективный, но и самый сложный. Он вступает в противоречие с консерватизмом, традициями, что приводит к сопротивлению со стороны достаточно большой части населения. В этой ситуации очень важно видеть преимущества инноваций. Они не должны быть надуманными, нереальными. Несмотря на болезненность некоторых реформ, мы получили очевидные преимущества, которые доказывают правильность выбранного пути.
- В Татарстане началась масштабная работа по снижению смертности при ДТП на федеральной трассе М-7. Насколько, на Ваш взгляд, эти меры могут изменить ситуацию, и какие ведомства должны объединить свои усилия для решения поставленной задачи?
- Действительно, работа в этом направлении ведётся большая. Создана и активно работает Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения. В нашей республике есть чёткое осознание того, что проблема снижения смертности при ДТП требует межведомственного подхода, а не является только медицинской. В апреле минувшего года мы провели совместное заседание Правительственной комиссии и членов коллегий республиканских министерств: здравоохранения, Внутренних Дел, по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Кабинетом Министров Республики Татарстан и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации заключено Соглашение о реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на ФАД М-7 «Волга». В рамках этого соглашения медицинские учреждения, расположенные вдоль федеральной автомобильной трассы, дополнительно оснащены санитарным автотранспортом и медицинским оборудованием.
В соответстви с Республиканской целевой программой «Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» из бюджета республики было дополнительно выделено более 77 млн. рублей. При оказании медицинской помощи пострадавшим на федеральной автомобильной трассе М-7 «Волга» мы договорились с органом управления здравоохранения Республики Чувашия о взаимодействии.
Однако нельзя отделять трассу М-7 от всех остальных дорог республики. Улучшая её состояние, мы тем самым поднимаем на новый уровень всю инфраструктуру, связанную с высококвалифицированным оказанием как медицинской, так и техническо-правовой помощи пострадавшим в ДТП. В настоящее время ситуация на дорогах уже имеет положительную тенденцию к снижению как количества ДТП, так и числа пострадавших в них.
В этом году мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП будут реализовываться и на федеральной автомобильной трассе М-5 «Урал». Основная нагрузка придётся на две центральные районные больницы - Бавлинскую и Бугульминскую. Для этих учреждений планируется закупить новое оборудование. Из федерального бюджета будет выделено 52,3 миллиона рублей. Ещё пять миллионов предназначено на покупку санитарного автотранспорта -
реанимобилей класса С. За счёт средств республиканского бюджета планируется дооснастить медицинским оборудованием учреждения здравоохранения на сумму 26,1 млн. рублей. Думаю, все эти меры помогут улучшить ситуацию по оказанию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
- Как Вы считаете, достаточно ли быстро в нашей республике развиваются высокие медицинские технологии? Практика показывает, что без поддержки руководства республики это направление не может существовать. Есть ли планы по дальнейшему развитию этого направления и какие?
- Я не специалист и мне трудно оценить успешность медицинских технологий. Но знаю одно, что в мире накоплен огромный опыт работы в этом секторе медицины. И мы должны ориентироваться не на достигнутые в последние годы успехи, а на лучшие мировые стандарты.
Вместе с тем в развитии высокотехнологичной медицины сделан настоящий прорыв. Наши ведущие клиники стали действительно конкурентоспособными на российском рынке. Сегодня они выполняют большой объём федерального госзаказа, выделенного для Приволжского округа. В Республике Татарстан 10 государственных учреждений здравоохранения оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь по более 100 видам. В 2009 году высокотехнологичную помощь получили 19 216 татарстанцев.
Активно решается задача тиражирования высоких медицинских технологий на муниципальном уровне. Хорошим примером, достойным внимания и дальнейшего развития, служат межмуниципальные сосудистые центры в Чистополе, Буинске, Арске и Альметьевске. Реанимационные отделения, оснащённые новым медицинским оборудованием, позволяют сохранять тысячи жизней. Я считаю, что, несмотря на затратность, высокотехнологичная медицинская помощь является перспективным направлением в здравоохранении, способным в ближайшее время стабилизировать неблагоприятную ситуацию по показателям смертности и инвалидизации населения, а также существенно улучшить качество жизни пациентов.
На 2009-й и последующие годы приоритетным направлением в республике остаётся сокращение смерт-ности от управляемых причин и, в первую очередь, от сердечно-сосудистых заболеваний. В связи с этим наибольшие объёмы высокотехнологичной медицинской помощи оказываются по таким профилям, как сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия и онкология. В 2009 году на эти цели из бюджета Республики Татарстан было выделено более 727 млн. рублей. Мы намерены и дальше наращивать объёмы финансирования -
как по основным профилям, так и по отдельным видам высокотехнологичной медицинской помощи.
В январе 2009 года в Набережных Челнах началась реконструкция больницы скорой медицинской помощи с целью создания на её базе третьего регионального центра высокотехнологичной медицинской помощи. В соответствии со стратегией Министерства здравоохранения Республики Татарстан создается третий по счёту высокотехнологичный центр. Региональный центр в Набережных Челнах будет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь жителям юго-востока республики общей численностью 1,2 млн. человек. Мы поставили задачу - завершить все работы по реконструкции, включая оснащение и монтаж дорогостоящего высокотехнологичного медицинского оборудования, в ноябре 2010 года. С введением этого центра высокотехнологичная медицинская помощь будет доступна всему населению республики.
Думаю, что пришло время оптимизировать и сам процесс предоставления жителям республики высокотехнологичной медицинской помощи как одной из значимой государственной услуги. Эту задачу призваны решить инновационные системные проекты на базе информационных ресурсов, имеющихся в республике, одним из которых является «Диспетчерский центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан», а также информационная система «Совершенствование информационно-аналитического обеспечения процессов организации высокотехнологичной медицинской помощи».
- Здоровье нации требует огромных государственных вложений, особенно это касается детства. Достаточно ли, на Ваш взгляд, делается в нашей республике для того, чтобы рождались и росли здоровые дети и подростки? Что необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию?
- Конечно, это важнейший раздел по улучшению здоровья населения. Инвестиции в здоровье детей - это, безусловно, инвестиции в будущее. Мы всегда уделяли серьёзное внимание укреплению семейных ценностей и материальной поддержке семей, имеющих детей. За последние 5 лет принято более 33 постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан, регламентирующих работу учреждений здравоохранения по вопросам охраны здоровья матери и ребёнка. Приняты республиканские программы, что позволило значительно улучшить материально-техническую базу учреждений.
Введены в эксплуатацию 20 объектов медицинского обеспечения родовспоможения и детства. Приобретено более тысячи единиц современного оборудования, в том числе для реанимации и выхаживания новорождённых, внедрения новых высокотехнологичных методов диагностики и лечения, обновлён парк реанимобилей.
Даже в условиях кризиса финансирование программ, направленных на развитие службы детства и родовспоможения, остаётся приоритетным. В качестве примера можно сказать о капитальном ремонте акушерского отделения Республиканской клинической больницы в начале 2009 года с приобретением медицинского оборудования на общую сумму 45 млн. рублей. Доля расходов на детство и родовспоможение в консолидированном бюджете здравоохранения Республики Татарстан в последние годы составляет 20-23%.
Как результат, в последние годы мы действительно можем говорить о росте рождаемости и снижении младенческой смертности, улучшении медицинского обслуживания детей и подростков. Но, я уверен, резервы для улучшения ситуации - не только и не столько в развитии медицины. Думаю, что улучшить здоровье детей и подростков можно только в результате взаимодействия всех институтов общества и при активной жизненной позиции родителей в формировании здорового образа жизни в семье.
- Вы ведёте здоровый образ жизни и для многих татарстанцев являетесь примером для подражания. Каков Ваш личный секрет здоровья?
- Вы уже ответили на вопрос - конечно же, здоровый образ жизни. Но в широком смысле этого слова. Это, в первую очередь, постоянная активность, здоровое питание, настрой на успех и хорошее настроение. Как говорили мудрецы, выбери лучшее, а привычка сделает это приятным и естественным.
Считаю, что здоровый образ - основа развития разносторонних интересов человека, реализации его жизненных планов. Мы пропагандируем здоровый образ жизни и создаём для этого необходимую инфраструктуру. Даже проведение летней Универсиады в 2013 году я рассматриваю как возможность продвижения идей здоровья и насыщения Казани спортивными объектами в шаговой доступности для горожан.
ERROR_FILE