background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

08 декабря 2024 г. | 06:12

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Амбулаторно-поликлинический стандарт

На итоговой коллегии Минздрава Татарстана Президент РТ Рустам Минниханов отметил необходимость дальнейшего совершенствования первичного звена. «Мы нашли оптимальные решения для сельских районов, при этом в городах многие наши поликлиники находятся в неприглядном состоянии, - отметил он. - Люди стали более требовательными, и персонал должен соответствовать тому, чего ждет от нас население. Необходимо разработать «дорожную карту» развития амбулаторно-поликлинической службы».

 

 

Модернизация первичного звена здравоохранения — задача масштабная и многогранная, включающая в себя как обновление материально-технической базы, так и вопросы кадровой политики и множество других аспектов. Одним из инструментов руководителей здравоохранения призвано стать пособие «Современная поликлиника. В помощь руководителю», подготовленное Ассоциацией медицинских работников РТ при поддержке Министерства здравоохранения РТ. В нем нашли отражение вопросы обновления учреждений первичного звена, главное же — едва ли не впервые были предложены стандарты организации и содержания поликлиник. Журнал Healthy Nation предлагает ознакомиться с некоторыми выдержками из этого пособия.

 

Врач и пациент

Не навреди. Врач отвечает за качество оказываемой пациентам медицинской помощи. При необходимости он обязан воспользоваться помощью своих коллег. Врач не должен подвергать пациента неоправданному риску, а тем более использовать свои знания в негуманных целях. Прежде всего при выборе любого метода необходимо руководствоваться заповедью «Non nocere!» («Не навреди»).

 

 

В согласии с больным. Врач должен уважать право пациента выбирать своего доктора и принимать участие в решении об осуществлении тех или иных лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие больного на лечение врач обычно получает при личном разговоре. Согласие должно быть осознанным, пациента нужно непременно проинформировать о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности его адекватно оценивать ситуацию. В подобных ситуациях решение желательно принимать коллегиально. При лечении ребенка врач обязан предоставлять полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение определенного метода или лекарственного средства. Врач должен уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, но в то же время он не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи. Если пациент не способен осознанно выразить свое согласие, его должен выразить законный представитель или лицо, постоянно опекающее пациента.

 

 

Информированность. Пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья. Некоторые данные могут быть скрыты от больного в тех случаях, если имеются веские основания полагать, что они могут нанести ему серьезный вред. Однако по четко выраженному пациентом требованию врач обязан предоставить ему полную информацию. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо проинформировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход. Врач не должен препятствовать реализации права пациента на консультацию с другим врачом, если он того желает. Самореклама при общении врача с больным недопустима. При совершении ошибки или развитии в процессе лечения непредвиденных осложнений врач обязан проинформировать об этом больного, в необходимых случаях – орган здравоохранения, старшего коллегу и немедленно приступить к действиям, направленным на исправление последствий, не дожидаясь указаний. При отборе больных, требующих проведения сложных профилактических, диагностических и особенно лечебных (например, трансплантации органов и др.) мероприятий, врачи, вынужденно устанавливающие очередность в оказании помощи, должны исходить строго из медицинских показаний и принимать решения по возможности коллегиально, с участием членов этического комитета (комиссии). Практику врач может осуществлять только под собственной фамилией, не используя псевдоним и не указывая не присвоенных ему официально титулов, степеней, званий.

 

Внешний контур

Отсутствие стоянок для машин создает неудобство и опасность для участников движения и населения. Для посетителей поликлиник необходимо предусматривать 30- 50 парковочных мест. Не менее 10% из них следует выделить для транспорта инвалидов.

Подъезды к поликлинике должны быть свободными. Входная группа — навес с освещением, пандусами (уклон для маломобильных групп — 5-8%), тамбур оснащается тепловой завесой, в нем должна быть предусмотрена возможность размещения нескольких колясок для инвалидов. Ширина дверного проема — 1,5 м, пороги отсутствуют на всем протяжении, используются грязезащитные покрытия. Вывеска оформляется с полным обозначением названия учреждения, буквы должны быть контрастными, без зеркальных поверхностей.

В амбулаторно-поликлиническом учреждении (АПУ) должно быть достаточное количество кресел-колясок для перемещения больных с ограниченными физическими возможностями (инвалидов, пациентов пожилого возраста).

 

Приемно-информационная зона

Основная цель приемно-информационной зоны — максимально упростить взаимодействие пациента с медицинской организацией. В поликлиниках II и III уровней (рассчитанных на 500 и 750 посещений в смену) рекомендуется ввести должность администратора — медицинского специалиста, который рационально распределяет потоки пациентов в зависимости от количества посетителей и загруженности врачей. Он же присваивает статус неотложного состояния. Регистратура — место первого контакта посетителя АПУ с персоналом. Пациент должен почувствовать, что его ждут и готовы помочь. Задача регистратора - быстро и правильно оформить необходимые документы. Оператор колл-центра — лицо с медицинским образованием, обеспечивает прием, определяет обоснованность вызовов.

 

 

Для удобства обслуживания пациентов с физическими ограничениями рекомендуется предусматривать административную стойку с разной высотой столешниц, для слабослышащих предусматриваются звукоусиливающие устройства. Объявления — короткие и понятные, выполняются крупными контрастными буквами без отражающих поверхностей, в крупных учреждениях для слабовидящих рекомендуется установить безномерной таксофон для звукового воспроизведения объявления или связи с администратором. Информация на стендах должна содержать важные сведения, быть структурированной и краткой, выполненной крупным шрифтом. Внизу должна быть ссылка на полный документ с указанием места, где его можно получить или прочитать.

В вестибюльном помещении должна быть сосредоточена информация об услугах поликлиники, пространственной и функциональной структуре учреждения.

 

 

Зона передвижения

В зонах передвижения рекомендуется устанавливать поручни из отбойной доски и системы защиты стен, особенно на переходных площадках лестниц, углах. Во взрослых поликлиниках используются двухуровневые, в детских — трехуровневые перила на лестницах. Двери со сплошным остеклением не должны использоваться в ЛПУ — это травмоопасно, безопасный вариант открытия — внутрь кабинетов.

 

Внутренние помещения

Бытовая мебель не должна применяться в АПУ — она придает неопрятный вид учреждению. Рекомендуется использовать медицинскую мебель, пригодную для обработки и выдержанную в едином стиле. Наличие в кабинетах большого количества предметов «немедицинского назначения» - чайников, посуды и т. п. создает у посетителя впечатление, что он вошел личную комнату специалиста, что недопустимо для медицинского учреждения.

В туалетах следует размещать не менее одной кабины для инвалидов, использующих в качестве средства передвижения кресла-коляски. Здесь должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения коляски рядом с унитазом с целью обеспечения возможности пересадки, доступ к туалетным принадлежностями — на расстоянии вытянутой руки.

 

Информационные технологии

Важнейшая задача для амбулаторно-поликлинической сети на ближайшие годы — это переход на работу в Единой государственной информационной системе «Электронное здравоохранение Республики Татарстан». Главная цель оптимизации государственных услуг — должна «бегать» информация, а не граждане. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между пациентом, врачом первичного звена и специалистом. Гражданин становится собственником своей медицинской информации, приобретает роль полноправного участника общения.

 

Детали
Факторы, снижающие потребительские свойства государственных услуг в ЛПУ:

1. Равнодушие персонала к условиям пребывания пациента.
2. Нехватка площадей, неудовлетворительное техническое состояние помещений, зданий.
3. Непродуманная логистика и нерациональное размещение кабинетов. Использование примитивных, самодельных видов наглядной информации.
4. Отсутствие единого стандарта внешнего вида сотрудников.

 

Обязательства перед пациентами
• Ожидание приема – не более 30 минут от назначенного времени приема.
• Ожидание врача (фельдшера) на дому по неотложным показаниям – 2 часа с момента регистрации вызова.
• Медицинские процедуры, которые могут вызывать болезненные ощущения, должны проводиться с обезболиванием!
• В процедурных и хирургических кабинетах не должно быть следов крови, кровавых бинтов и салфеток, грязных халатов и анатомических плакатов. В одном кабинете не должен вестись прием нескольких пациентов и пострадавших.
• Во время приема больного персонал не должен отвлекаться на посторонние разговоры.
• Врачи должны отказаться от курения в медицинских учреждениях. Не рекомендуется вести прием больных, имея запах табака.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.