background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

08 декабря 2024 г. | 06:12

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Трудные годы Камиля Зыятдинова. Он возглавил Министерство здравоохранения в «лихие девяностые» и сумел сохранить отрасль

В 1994 году задержки зарплаты медработникам достигали 6–8 месяцев, не хватало лекарств, средств на содержание медучреждений. Все проблемы приходилось решать в «ручном режиме». К 2007-му, в конце «эпохи Зыятдинова», была вновь выстроена эффективная система здравоохранения.

 

Трудно представить что-то более утопическое, чем воззрения идеологов перестройки и реформ начала 90-х годов. Утверждения, что «рынок сам всё отрегулирует» больше напоминали не науку, а заклинания шаманов, призванные утихомирить разбушевавшуюся стихию. А отрегулировал всё не рынок, а конкретные люди, пропадавшие на работе с утра до вечера, забывавшие об отдыхе, о семье в стремлении компенсировать горизонтальными связями разрушенную модной идеологией вертикаль управления и сохранить от развала те отрасли, которым посвятили свою жизнь. Одним из таких самоотверженных людей был министр здравоохранения Татарстана (1994–2007) Камиль Зыятдинов.

 

Истоки

К.Ш. Зыятдинов родом из деревни Алькеево, расположенной в 25 километрах от Буинска. Камиль был шестым из девяти детей в семье Шагартдина Зиятдиновича и Шамсибанат Камартдиновны Зиятдиновых. Отец вернулся с фронта с двумя орденами Славы и без ног, но и на костылях нашёл своё место в жизни. Лидерские качества вывели его в бригадиры родного колхоза.

 

 

Раиль Зиятдинов, брат К.Ш. Зыятдинова, председатель правления ЗАО «Татплодовощпром»: «Отец был настоящим коммунистом. Во время уборки зерновых запрещал нам приносить в карманах зерно, хотя в доме часто нечего было есть. Мать была великой труженицей. Когда косили рожь – вручную, косами – за ней одна вязальщица снопы вязать не успевала, двоих ставили. Но однажды соседка Шакир-апа обошла её в работе. И отец всерьёз мать отчитывал – почему это у неё второе место? Это трудолюбие перешло и к нам».

Камиль с первого класса всех удивлял феноменальной памятью и хваткой в учёбе. Ему не требовалось заучивать материал, он его понимал и легко пересказывал своими словами. Способного мальчика с шестого класса определили в интернат в Буинске – была в то время такая возможность для малообеспеченных и многодетных семей инвалидов-фронтовиков – на полное казённое обеспечение. Новенькая форма дополнялась почти военной дисциплиной: даже в столовую ходили строем и с песней. Спорт, хорошее питание и полноценная учёба в городской школе заложили добротную основу для дальнейшего развития: Камиль получил аттестат с отличием и поступил в Буинский ветеринарный техникум.

Наиль Садыков, бывший заместитель министра здравоохранения по кадрам: «Я работал заместителем главного врача Буинской ЦРБ, и в мои обязанности входило в День донора организовать сдачу крови в ветеринарном техникуме. А Камиль Шагарович там был старостой и помогал мне в сборе добровольцев. И вместо плана в 30–40 человек мы собрали 80 – то есть буквально 200 %. То же самое повторялось ежегодно».

 

 

Найти свой путь

После службы в армии (где он был санинструктором) Камиль Зыятдинов задумал поступать в медицинский институт, но мать была против. Логика простая: есть же специальность, работать надо, семья не может содержать студента, учиться можно и заочно.

Раиль Зиятдинов: «Я тогда уже заканчивал учиться на агронома и сказал, что буду помогать. Камиль поступил легко, учился целеустремленно, институт закончил тоже с красным дипломом. На четвёртом курсе женился на однокурснице Рамзие. Я его ругал тогда как старший брат: «Сначала закончи учебу...», но он поступил по-своему».

Наиль Садыков: «В 1979 году он начал работу в Буинской ЦРБ. Я был директором Буинского медучилища и сразу привлёк Камиля Шагаровича к преподаванию хирургии и анатомии. Вскоре он стал заведующим поликлиникой ЦРБ и хорошо себя проявил. В 1984 году его пригласили в Казань возглавить поликлинику крупного оборонного завода «Радиоприбор».

Гендиректор завода Ю.Ф. Емалетдинов стремился преобразовать медсанчасть в мощный больничный комплекс и нашёл в молодом главвраче своего единомышленника. Четыре года К.Ш. Зыятдинов сутками пропадал на стройке, «пробивал» снабжение стройматериалами и даже лично привозил деревья для дендросада. В 1991 году 250-коечный стационар 18-й горбольницы принял своего первого пациента.

Ирек Закиров, генеральный директор ОАО «Татагропромстрой», президент МООК «Буинское землячество»: «Он был активный, жизнерадостный, всегда в позитивном настрое. Своей целеустремлённостью умел мобилизовать окружающих. Не командным голосом, а по-дружески, на демократических началах. И это всегда подкупало людей».

 

 

Во главе здравоохранения республики

Когда предыдущего министра Р.У. Хабриева перевели в Москву, он своим преемником рекомендовал главврача 18-й горбольницы К.Ш. Зыятдинова.

Рамил Хабриев, академик РАН, директор Национального НИИ общественного здоровья, министр здравоохранения РТ (1989–1994): «Для каждого времени нужен руководитель со своими умениями. Тогда очень важно было сохранить и нарастить материальную базу системы здравоохранения, оснастить медицинские учреждения современным оборудованием. Он это умел. Для этого нужно было иметь хорошую команду, уметь найти взаимопонимание с такой мощной силой, как главные врачи ЦРБ, чтобы иметь возможность на них опереться. В то время внедрялись новые принципы хозяйствования в отрасли, насущным стал вопрос оптимизации сети. Будучи депутатом Верховного совета Татарстана, Камиль Шагарович установил прочные связи в высших кругах республики, поэтому достаточно быстро выстроил нормальные отношения с министерским корпусом. У него была поддержка со стороны президента, что гарантировало продвижение необходимых решений. Он был достаточно жёстким руководителем, но в то же время справедливым. Каких-то незаслуженных обид или сомнительных кадровых решений у него не было».

Рустем Сафиуллин, руководитель Территориального органа Росздравнадзора: «В 90-е годы в отрасли были многомесячные задержки зарплаты. Недовольство надо было как-то погасить, убедить людей, что это временные трудности, что мы – представители самой гуманной профессии, и надо продолжать оперировать, лечить. Камиль Шагарович сумел это сделать, не допустил никаких эксцессов. И, конечно, он каждое утро начинал с походов в Минфин, в Кабмин, с выбивания средств на зарплату, медикаменты, оборудование, на содержание медучреждений. Просто так ничего не приходило».

Раиль Зиятдинов: «И как ему ни позвонишь – он всё в районе! Я его критиковал: «У тебя же замы есть! Зачем ты сам всё катаешься?» Но он всегда ставил работу выше всего, даже в ущерб семейной жизни».

Под руководством К.Ш. Зыятдинова в Татарстане было внедрено много новых медицинских технологий (в том числе сосудистой хирургии и кардиохирургии), получила развитие сеть врачебных амбулаторий и круглосуточных постов скорой медицинской помощи, была сформирована единая система непрерывного профессионального образования медицинского персонала, налажено тесное сотрудничество с ВОЗ. В рамках службы материнства и детства был внедрён трёхкратный скрининг беременных, организована служба кардиохирургии детей раннего возраста, сформирована трёхуровневая система медицинской помощи новорождённым. Была создана система медико-социальной реабилитации больных наркоманией. За 13 лет были реконструированы и построены вновь около 300 медицинских организаций, в том числе МКДЦ.

 

 

Большой души человек

Рустем Сафиуллин: «Он был очень обаятельный, большой души человек. Кто бы к нему ни обращался – он старался помочь и всегда контролировал, чтобы просьба человека была выполнена».

Ренат Харисов, поэт, политик, общественный деятель: «Камиль Шагарович был одним из тех, кто организовал наше землячество. Земляки его знали не только как главного врача или министра здравоохранения, но и как очень внимательного, заботливого товарища, его все очень любили, уважали, с ним советовались. Он любил слушать остроумные анекдоты, сам взахлёб рассказывал забавные истории из своей практики. Я ему всегда говорил: «Найди время, запиши это! У тебя получится хороший сборник рассказов». Он отвечал: «Нет времени на это. Вас надо лечить!».

Ирек Закиров: «Он сохранил деревенский менталитет в лучшем смысле – простота в общении, добрый народный юмор. Мог подшутить над другом, подколоть, но дружелюбно, что никогда не вызывало обид».

Наиль Садыков: «Я работал с разными министрами. Камиль Зыятдинов отличался коммуникабельностью и доступностью. Он и с журналистами первым начал открыто общаться, обмениваться мнениями. После успешных выступлений на различных мероприятиях он всегда благодарил своих коллег по работе, подчеркивая, что хвалят министра, а готовил материал целый коллектив».

 

Дела семейные

Дина Хусаинова, дочь К.Ш. Зыятдинова, заместитель главного врача РКБ МЗ РТ по клинико-экспертной работе: «Он был заботливым, любящим папой. Конечно, детям больших начальников бывает тяжело, они не часто видят своих родителей. Когда мы с сестрой Алсу просыпались, папы уже не было, когда засыпали – его ещё не было. Но тем не менее он находил для нас время, мы с ним объездили пол-России, много бывали в Прибалтике, причём он сам был за рулём. Он нас воспитывал не столько словами, сколько личным примером. Мы же видели, как он работал, что он себя не щадил, и от нас ждал, чтобы мы его не подводили. Я как-то получила одну четвёрку в четверти, он достал свои красные дипломы, разложил на столе: «Ты видишь – у меня три красных диплома. Почему у тебя четвёрка?» Вроде и не ругал, а навсегда запомнилось. Каждый год мы сажали картошку. Я спорила: «Папа, ну кому это надо? Сейчас всё можно купить!» Он отвечал: «Даже если ты окажешься на необитаемом острове, ты сможешь прокормиться». Сколько себя помню, на даче с мамой и помидоры консервировали, и огурцы, и варенья сто банок. Сами себе готовили, сами стирали. Так он нас приучил к труду. За это мы ему сейчас очень благодарны. Он оказал влияние и на мой выбор профессии. Я хотела стать юристом, он хотел, чтобы я продолжила семейную традицию. В итоге исполнилась и его мечта, и моя – я получила два высших образования и занимаюсь медицинским правом и экспертизой».

Вторая дочь Зыятдиновых Алсу также стала врачом, работает специалистом УЗИ.

Ренат Харисов: «Когда умерла его мать, они с братом Раилем попросили: «Напиши, пожалуйста, о ней песню!» Я долго вынашивал эту мысль, потом этот текст долго лежал, пока не появился молодой талантливый композитор Эльмир Низамов – он написал замечательную песню «Память матери». Мы вручили эту песню Раилю, но его брата уже не было в живых. Это песня и об их матери, и наша память о замечательном человеке – Камиле Шагаровиче Зыятдинове».

 

Быть добру!

В последние годы жизни К.Ш. Зыятдинов возглавлял Казанскую государственную медицинскую академию. Науке в его жизни также нашлось важное место, он – доктор медицинских наук, профессор, автор более 250 научных работ, в том числе семи монографий, посвящённых организационным проблемам здравоохранения, комплексному влиянию социальных, экономических и экологических факторов на здоровье населения и путям улучшения его состояния.

В лучших своих традициях Камиль Шагарович укрепил и материально-техническую базу академии.

Рамил Хабриев: «Так, благодаря ему появился первый в России симуляционный центр. В учебный процесс внедрены дистанционные образовательные технологии, налажено международное сотрудничество с образовательными учреждениями по всему миру».

Раиль Зиятдинов: «В общежитии ГИДУВа, где когда-то размещали врачей, приезжающих на повышение квалификации, жили гастарбайтеры – по 15 человек в комнате на трёхтажных нарах, провода на скрутках, жучки, в туалет войти невозможно. Камиль навёл порядок, из Москвы получил субсидии, деньги на строительство. Потом хвалился, что общежитие стало как гостиница на четыре звезды. Но себя он, конечно, не берёг. В работе был день и ночь. Возможно, из-за этого так рано ушёл из жизни».

Рустем Сафиуллин:

«Его любимой фразой была «Быть добру!».

Камиль Шагарович Зиятдинов сделал очень много для сохранения и развития здравоохранения Татарстана, его судьба служит для молодых, только вступающих в жизнь, врачей, организаторов здравоохранения ярким примером того, что при самых трудных начальных условиях успех приносят трудолюбие, жизнерадостность, тяга к знаниям и уверенность в том, что задуманное всегда будет по плечу.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.